0
9910
Газета От редакции Интернет-версия

28.08.2024 19:40:00

Казус Дурова обнажил недоверие граждан мотивам государств и спецслужб

Почему давление на Telegram во Франции вызывает опасения пользователей

Тэги: telegram, павел дуров, задержание в париже, опасения пользователей, спецслужбы, государство, общество, недоверие


telegram, павел дуров, задержание в париже, опасения пользователей, спецслужбы, государство, общество, недоверие Фото Reuters

Задержание создателя и руководителя Telegram Павла Дурова вызвало реакцию непонимания и чувство несправедливости у поклонников мессенджера. Для многих стало откровением, что в правовом государстве, во Франции могут «точь-в-точь как в России» задержать бизнесмена за отказ сотрудничать со спецслужбами и предоставить им доступ к своей разработке. Звучит наивное недоумение, почему Дурова считают соучастником преступлений, совершенных в Telegram или с помощью мессенджера. Пользователи видят в ситуации угрозу цензуры и компрометации личной информации.

Во Франции Telegram обвиняют, по сути, в том же, что и в России несколько лет назад. Тогда ФСБ потребовала от разработчиков информацию для декодирования переписки, связанной с терактом в Санкт-Петербурге в 2017 году. Telegram отказался передавать ключи шифрования данных, и в 2018–2020 годах его пытались блокировать. В последние годы между властями РФ и мессенджером, похоже, установилось взаимопонимание. О его возможных нюансах стороны не распространяются. Но силовики претензий больше не выражают. Похоже, на Западе решили провернуть то же самое.

Развивая Telegram, Дуров всегда эксплуатировал недоверие пользователей, «маленького человека» к мотивам спецслужб, государств и больших корпораций. Предприниматель подчеркивал: ваши данные всегда будут защищены от утечек, мы никому и никогда их не передадим, потому что сделали так, что это технически невозможно. Оказалось, это огромная неосвоенная ниша, и речь не о преступниках, которым есть что скрывать. Последние лет 10 в мире происходит один скандал за другим вокруг государственной слежки за пользователями в интернете и прямой цензуры в соцсетях. Обыватель, нередко склонный к конспирологии и паранойе, неуютно чувствует себя под оком «Большого брата» что в России, что на Западе.

Масштабы разоблачений Эдварда Сноудена хорошо известны: спецслужбы проникали в компьютерные сети, читали электронную переписку, слушали телефонные разговоры людей по всему миру. В 2016 году в США произошел любопытный случай. На руках у ФБР оказался iPhone террориста, спецслужба через суд потребовала от Apple его разблокировать, а заодно оставить в своих смартфонах «черный ход» на будущее. Суд грозил затянуться, «федералы» отозвали иск и наняли специалистов, которые почти за миллион долларов сделали все, что нужно (ничего полезного на гаджете найдено не было). Apple вроде бы отбилась, но кто знает, может быть, ФБР договорилось с корпорацией без суда? Разумеется, этого никто афишировать не будет.

Фикцией оказалась не только тайна переписки, но и свобода слова. Общественность узнала, что Twitter получала прямые указания от ФБР о цензуре под предлогом защиты от дезинформации и террористов. На днях гендиректор Meta (компания в России запрещена и признана экстремистской) Марк Цукерберг раскаялся в том, что поддавался давлению требованиям цензурировать контент своей соцсети, в том числе о сыне президента. Был и прецедент «взятия заложников»: в 2018 году в Канаде арестовали финдиректора и дочку президента Huawei Мэн Ваньчжоу. Китай назвал это политическим давлением на высокотехнологичные китайские предприятия.

На этом фоне объяснимо, почему люди не только в РФ, но и в других странах не доверяют мотивам силовиков в вопросах распространения информации. А верят предпринимателю, который подарил им ощущение свободы от контроля и вмешательства со стороны государств и корпораций. Они рисуют казус Дурова как битву Левиафана и пиратской Тортуги. Это лишь эмоции – избежать контроля вряд ли удастся. Но эмоции примечательные. 


Читайте также


Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Георгий Мачитидзе

Власти считают, что общество нуждается в реисламизации – добровольной или принудительной

0
1555
Грузия на перекрестке: с Европой или без

Грузия на перекрестке: с Европой или без

Арчил Сихарулидзе

В Тбилиси нет спроса на уход в орбиту Москвы или Пекина

0
2216
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
7893
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
12409

Другие новости