Фото агентства городских новостей "Москва"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного отношению граждан к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ). В преамбуле к публикации социологи сообщили, что почти девять из десяти опрошенных знают о ДЭГ, а каждый второй знает хорошо. Другими словами, этот формат голосования все еще можно считать новым, но усилия по его популяризации себя точно оправдали. Большинство респондентов, причем во всех возрастных категориях, считают, что распространять эту практику нужно на все российские регионы.
Социологи на этом не остановились, углубили исследование и получили довольно любопытные данные. В частности, 38% опрошенных заявили, что для них возможность голосовать через интернет «совершенно не важна». Еще для 24% она «скорее не важна». Если на следующих выборах у респондентов ВЦИОМ будет возможность решать, голосовать на участке или дистанционно, 63% выберут традиционный способ, то есть бросят реальный бюллетень в реальную урну. Среди этих людей 40% заявили, что предпочтут идти на участок, потому что «не доверяют электронному голосованию», «не доверяют избирательной системе», «так честнее, прозрачнее», «меньше фальсификаций».
На прямой вопрос о том, делает ли онлайн-голосование выборы более честными и прозрачными, лишь 23% ответили утвердительно. 36% считают, что ДЭГ никак на прозрачность выборов не влияет, а 30% думают, что влияет, но в отрицательную сторону. Те, кто предпочел бы голосовать дистанционно, чаще всего в качестве аргумента называют практичность, удобство, экономию времени (81%). Лишь 4% мотивировали свое желание тем, что «так честнее, прозрачнее».
ВЦИОМ пытается вывести общий портрет человека, выбирающего ДЭГ, и у социологов выходит гражданин с большим «цифровым капиталом»: чаще молодой, житель крупного города, использующий интернет как постоянный источник информации. Собирательный портрет человека, голосующего традиционно, по ВЦИОМ, выглядит так: житель малого города или села, часто без высшего образования, активный телезритель. Получается привычный нарратив: новое поколение выбирает новые технологии, а значит, и электронное голосование.
Однако речь здесь идет исключительно о практичности ДЭГ, а не о его влиянии на прозрачность выборов. Как отмечают сами социологи, чаще всего скептически относятся к онлайн-голосованию мужчины (35%), люди с плохим материальным положением (40%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (36%), активные интернет-пользователи (35%). Это не очень похоже на портрет малообразованного сельского жителя, который просто не доверяет ничему новому и по старинке идет на участок. Скорее здесь можно говорить об осмысленной критической позиции. И категория людей с плохим материальным положением не должна сбивать с толку. Очень часто именно такие граждане и становятся драйверами политических процессов, потому что у них есть стимул добиваться каких-то перемен.
Кажется, социологи ВЦИОМ в своем вводном тексте стараются немного сгладить впечатление от полученных цифр, ищут позитивные тенденции, но не так много находят. Впрочем, результаты опроса вовсе не говорят об изменении политического поведения россиян, об их готовности бороться за прозрачность выборов, быть активными. Скорее это констатация реальности, а не намерений. И констатация практического удобства ДЭГ, которым даже скептически настроенный россиянин все равно воспользуется, если не сможет пойти на участок. А сомнение в прозрачности привычной процедуры вовсе не мешает гражданину в ней участвовать.