Фото Reuters
В Киргизии проходят военные учения стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Взаимодействие-2024», которые продлятся до 15 сентября. В них принимают участие свыше 5 тыс. военнослужащих и более 900 единиц вооружения, военной и специальной техники. На маневры прибыли контингенты из Белоруссии, России, Киргизии, Таджикистана и Казахстана. Следить за боевой подготовкой будут представители Алжира, Египта, Индии, Ирана, Китая, Монголии, Пакистана, Саудовской Аравии, Узбекистана, ООН и Шанхайской организации сотрудничества. И все вроде бы хорошо, если бы не одно «но»: член ОДКБ Армения опять отказалась от участия в учениях.
Премьер-министр республики Никол Пашинян еще 31 августа заявил, что его страна заморозила членство в ОДКБ. «Сейчас мы не видим необходимости принимать другое решение, но это не значит, что мы не примем другое решение в будущем», – подчеркнул армянский лидер. Учитывая, как в последние месяцы развивались отношения Еревана с организацией, речь может идти в числе прочего об окончательном разрыве, пока не закрепленном юридически.
Судя по опросам жителей Армении, такое развитие событий не вызовет серьезного общественного сопротивления. В частности, в июле Арам Навасардян, директор компании МPG (официального армянского представителя Международной ассоциации Gallup), рассказал, что только 16,9% респондентов считают, что Ереван должен сохранить членство в ОДКБ. 29% выступают за присоединение к НАТО, а 44,3% – за превращение республики в нейтральную страну. При этом с февраля 2024 года сторонников ОДКБ стало меньше на 10%, а НАТО – увеличилось на 7%.
Происходящее в организации можно объяснить. Армянские власти перекладывают с себя ответственность за события в Нагорном Карабахе на Россию и ассоциирующуюся с ней ОДКБ. Параллельно с этим они пытаются заручиться поддержкой стран НАТО, чтобы альянс помог защитить их интересы в переговорах с Азербайджаном. В то же время с начала 1990-х годов члены ОДКБ выстроили с Баку такие отношения, которые либо не уступают связям с Ереваном, либо превосходят их по уровню. На фоне геополитической неопределенности, длящейся последние несколько лет, Азербайджан, имеющий запасы нефти, выход к морю, дружеские контакты с Россией и сотрудничающий с Турцией, выглядит более привлекательным партнером, чем почти полностью изолированная Армения.
Изменение отношений в ОДКБ привело к тому, что глава Белоруссии Александр Лукашенко не стесняется делать комплименты азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву и открыто критиковать Ереван за внешнюю политику. В свою очередь, Пашинян объявил, что «две страны – участницы ОДКБ готовили войну против Армении», видимо, имея в виду Россию и Белоруссию.
Еще несколько лет назад ничего подобного представить было нельзя. Как правило, российские эксперты по Южному Кавказу связывают происходящее с тем, что основные силы Москвы отвлечены на Украину, поэтому другие державы пытаются воспользоваться случаем, чтобы укрепить свои позиции в регионе. В том же ключе можно воспринять заявление президента РФ Владимира Путина, сделанное во время визита в Баку. По его словам, Москва сталкивается с кризисами «прежде всего, конечно, на украинском направлении», но историческая вовлеченность России в ситуацию на Южном Кавказе диктует ей необходимость участия в этих событиях «в той части, в которой это востребовано сторонами».
Разумеется, однажды Россия сможет уделить больше внимания своему «подбрюшью», и тогда отношение к ней Армении и других государств начнет меняться. Вопрос сейчас даже не в том, когда именно это произойдет и как сильно к этому моменту изменится регион, а в том, какие рычаги воздействия к тому времени останутся в руках РФ.