Азербайджанский плакат в городе Гадрут. Фото Reuters
Азербайджан в минувшие выходные отметил первую годовщину полного восстановления территориальной целостности государства. Год назад оптимисты предсказывали скорое завершение армяно-азербайджанского конфликта, однако сегодня кажется, что Баку и Ереван все еще очень далеки от установления подлинного мира. Они все еще видят друг в друге врага, который только и делает, что строит различные козни.
Так, глава Азербайджана Ильхам Алиев, выступая перед новоизбранным парламентом, заявил, что Армения на самом деле не добивается мира, а затягивает время. К такому выводу он пришел после того, как Ереван 70 дней не давал ответа на азербайджанские предложения по составлению долгожданного документа, а в итоге просто удалил из проекта несогласованные пункты. «Столь примитивный и неадекватный шаг, честно говоря, был неожиданным», – признался Алиев.
Он объявил, что главной задачей для Баку должно стать наращивание военной мощи. По словам Алиева, в числе прочего к этому подталкивают реваншистские тенденции в Армении. При этом за последние четыре года сам Азербайджан добился здесь больших успехов: были созданы новые вооруженные соединения, а также в несколько раз увеличен численный состав Сил специального назначения. «По окончании Второй мировой войны никто не предлагал мирный договор фашистской Германии. Фашистская Германия была разделена на части», – заключил Алиев.
В Азербайджане войну за Карабах называют отечественной. Так что аллегория азербайджанского лидера более чем понятна. Но значит ли это, что Армения должна скорее подписывать мирный договор, пока с ней не приключилось что-нибудь плохое? В Ереване на этот вопрос отвечают уклончиво. С одной стороны, местные власти заявляют, что готовы подписать договор чуть ли не в ближайшие дни. С другой – тянут время и закупают оружие у всех, кто готов его продать.
До сентября 2023 года главной проблемой на пути урегулирования армяно-азербайджанского конфликта считалось существование Нагорно-Карабахской республики. Теперь ее нет, но взаимное недоверие осталось. Руководствуясь этим чувством, в Баку добиваются не примирения с противником, а его капитуляции, регулярно подчеркивая, что проигравший должен исполнить волю победителя. При этом азербайджанской стороне нужна гарантия, что армяне никогда не смогут отомстить. В Ереване, напротив, не хотят отдаваться на милость тому, кто половину Армении называет Западным Азербайджаном, подозревая Баку в агрессивных намерениях.
Помочь армянам и азербайджанцам найти общий язык могли бы международные посредники. Вот только сегодня нет страны, которой власти Армении и Азербайджана одинаково бы доверяли. У них есть претензии к России, Ирану, США, Франции и Турции. В последнее время активность начал проявлять президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, обладающий большим дипломатическим опытом, но ему при умении договариваться не хватает реальных рычагов влияния на регион.
Теоретически наладить диалог можно при помощи гражданских активистов из Армении и Азербайджана, которые публично выступали бы за мир и дружбу между народами. Такие люди есть. Они пытаются помирить сограждан с начала 1990-х, не прекращали попытки и в 2020 и 2023 годах. Но миротворцев мало, они не пользуются господдержкой и зачастую больше похожи на отщепенцев, чем на провозвестников светлого будущего.
Тем не менее вопреки отсутствию взаимопонимания и различным фобиям Баку и Ереван все-таки смогли делимитировать и демаркировать некоторые участки границы. Кроме того, по словам премьер-министра Армении Никола Пашиняна, стороны согласовали 13 из 16 пунктов мирного договора. Конечно, никакой документ не сможет гарантировать прекращения вражды, но эти шаги сделаны в верном направлении.