Фото Reuters
Самые рьяные поборники тотального энергоповорота, немецкие «Зеленые», начали пересмотр своей концепции отказа от углеводородов и перехода на альтернативные источники энергии. Напомним, что Комиссия ЕС приняла решение о так называемой зеленой сделке, предусматривающей декарбонизацию Европы к 2050 году. Единственным путем для достижения этой цели до сих пор считался отказ от использования энергоносителей на основе углеводородов в промышленности Объединенной Европы. Вместе с тем, по данным исследования Международного энергетического агентства, сейчас в мире 80% потребляемых энергоносителей приходится на углеводороды, и вряд ли это изменится в обозримом будущем. Ведь речь идет о конкурентоспособности промышленности на мировых рынках.
Активная реализация энергоповорота в Германии уже привела к парадоксальным последствиям. Отказавшись от атомной энергии, закрыв собственные АЭС, Германия вынуждена закупать электроэнергию у Франции. А электроэнергетика Франции более чем на 70% – это как раз атомные станции. Развитие ветровых парков в Северном море при отсутствии накопителей для произведенной электроэнергии и отсутствие высоковольтных линий электропередачи в промышленные районы привели к тому, что эту якобы зеленую электроэнергию производители вынуждены предлагать на биржах по отрицательной цене. Другими словами, производители платят потребителям за то, чтобы те купили у них электроэнергию.
Существующую технологию Carbon Capture, которая позволяет изымать из атмосферы диоксид углерода, утилизировать его, превращая в строительные материалы, поборники зеленой энергетики долгое время категорически отвергали. Дело в том, что в принципе она позволяет отказаться от тотального перехода на альтернативные источники энергии.
Но экономические реалии берут свое. Уже в мае текущего года был смягчен закон, принципиально запрещающий применение принудительного изъятия диоксида углерода из атмосферы. И вот на днях в немецком Министерстве экономики и климата, находящемся в руках «Зеленых», был подготовлен и разослан для согласования в другие министерства документ, полностью разрешающий использование технологии Carbon Capture.
В случае его принятия Германии придется строить целую сеть трубопроводов для передачи изъятого из атмосферы углекислого газа для перемещения к местам захоронения или переработки в другие материалы. Но главное – придется приобретать установки для изъятия двуокиси углерода из воздуха. Такие установки пока производит только ограниченное число фирм, прежде всего в Швейцарии, в Норвегии и, планируется, в Германии. Производительность одной установки – 400 тыс. т углекислого газа в год. Стоимость таких установок постепенно снижается и, по некоторым данным, уже не превышает 1000–1500 долл. Стоимость изъятия из атмосферы 1 т углекислого газа пока составляет около 580 долл. Для достижения полной углеродной нейтральности необходимо изымать примерно 20 млрд т диоксида углерода в год.
Технология Carbon Capture позволяет создавать и дополнительные промышленные производства. В принципе из диоксида углерода можно производить синтетическое топливо, искусственный уголь, полиуретан. Бизнес на транспортировке и захоронении диоксида углерода может стать сравнимым по финансовым показателям с утилизацией ядерных отходов.
Но главное в развитии технологии Carbon Capture – революционный переворот в сознании человека. Ведь даже если даже исходить из принятой официально теории, что именно человек является причиной потепления климата на Земле, то для спасения планеты нет необходимости возвращаться в доиндустриальную эпоху, к чему фактически и призывают «Зеленые».