Фото Reuters
Предстоящие в Грузии в выходные парламентские выборы действующие власти пытаются позиционировать в качестве поворотного момента истории республики. Мол, если у руля останется «Грузинская мечта», страну ждут стабильность и процветание, а если придет оппозиция – предстоит война в интересах «западных кукловодов». Такой подход не без удовольствия поддерживают многие чиновники и эксперты в России, но, кажется, они увлеклись чужой игрой.
За последние несколько лет только ленивый не рассказал о том, как сокращается российское влияние на Южный Кавказ. В основном эти наблюдения были связаны с армяно-азербайджанским конфликтом. Ведь на Тбилиси после 2008 года в РФ как будто махнули рукой. Однако в последнее время мировые СМИ, говоря об определяющей роли РФ в регионе, приводят в пример именно Грузию.
«Грузинской мечте», правящей в республике 12 лет, нужно переизбраться на очередную четырехлетку, да еще и с конституционным большинством. Сделать это непросто, так как население устало от партии, ярких лиц у нее нет, достижений тоже не очень много. Зато есть память о войне с РФ. При этом и оппозиция, хотя и пользуется безоговорочной поддержкой Запада, представлена такими политиками, что граждане Грузии десять раз думают, прежде чем голосовать за них.
В этих условиях «серый кардинал» Грузии Бидзина Иванишвили, кажется, принял единственно верное для себя решение: обвинить противников в том, что они по указанию западных кураторов собираются открыть второй фронт против северного соседа. Соответственно добро должно победить зло, а избиратели – выбрать «Грузинскую мечту», а не проклятье. Ну не отдавать же кому-то власть только потому, что от тебя устали... Даже перспектива создания коалиции кажется богатейшему человеку Грузии странным решением.
Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что Иванишвили удержит власть в своих руках. Но после этого он не начнет «бракоразводный процесс» с Западом, как этого с нетерпением ждут в РФ. Наоборот, укрепив свои позиции, он постарается перезагрузить диалог с США и Евросоюзом. Что касается России, то на этом треке, как и прежде, будут стоять два ограничителя: Абхазия и Южная Осетия. Представители «Грузинской мечты», как и раньше, РФ воспринимают главным образом всего в качестве силы, оккупировавшей часть территории страны. Лишь грузинская оппозиция и их западные союзники называют партию российским агентом влияния, потому что хотят подорвать к ней доверие среди рядовых грузин.
Чтобы иметь союзников, а не временных попутчиков, нужно работать с теми политиками, которые есть, входить в их положение, искать компромиссы, сближать позиции. Незаметно, чтобы Россия занималась чем-то подобным в Грузии. Конечно, всегда можно найти политических проходимцев, которые будут согласны на все ради часа славы. Однако такие люди вряд ли могут создать серьезную политическую силу.
В качестве примера можно привести Молдавию, где в роли главного союзника России выступил опальных олигарх Илан Шор. Он провел в Москве съезд своего блока «Победа», обещал гагаузам выплачивать прибавки к зарплатам и пенсии через российские банки… В итоге первого кандидата в президенты, представлявшего интересы Шора, не допустили до выборов, а второй, открещивавшийся от него, набрал чуть больше 3%. И это притом что выборы для действующего главы государства Майи Санду сложились довольно тяжело и неизвестно, кто победит во втором туре.
Возвращаясь к Южному Кавказу, отметим, что нужно не надеяться на удачу, рассчитывая на появление во главе Грузии пророссийских политиков, а работать над укреплением связей с регионом. Пока же получается, что Азербайджан – страна, братская для Турции, из Армении постепенно выходят российские силовики, а для Грузии Россия совсем не дружественная держава.