Фото freepik.com
Как показывают различные социологические опросы, российское общество сегодня четко делится не только по персональным поведенческим установкам, но и по взглядам на экономическую политику государства.
К примеру, неоднократные исследования общественных настроений фиксировали четкое разделение россиян на тех, кто ощущает себя «кузнецами собственного счастья», и тех, кто считает себя этакими «жертвами обстоятельств» и ждет поддержки от государства. К первым, то есть тем, кого отличает большее количество жизненных планов, традиционно относят представителей таких социальных групп, как молодежь, россиян среднего возраста, со средним и высоким уровнем доходов, специалистов с высшим образованием, а также руководителей и предпринимателей. Для людей с активной жизненной позицией также характерна большая критичность к действующей власти, запрос на перемены и взаимодействия в триаде человек–общество–государство.
И наоборот, россияне с неактивной жизненной позицией – это в первую очередь граждане с низким уровнем доходов, без профессионального образования, рабочие и пожилые. Другие замеры общественного мнения приходили к мнению о том, что российское общество частично заражено «вирусом патернализма», при котором ждет улучшения своей жизни только со стороны государства. Причем наиболее распространен этот «вирус» среди пенсионеров и бюджетников. Увеличивающаяся доля пожилых и госсектора только усиливает эти настроения.
По-разному понимают россияне и происходящее в российской экономике. То есть замедление экономического роста и возможный переход страны к рецессии будет интерпретироваться гражданами в зависимости от их представлений об экономических процессах. И здесь разделение взглядов выглядит куда причудливей.
К примеру, ученые из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН выделяют две группы: «мобилизационную» и «социальную». К первой социологи относят преимущественно мужчин, россиян от 55 лет и старше, активных телезрителей, работников бюджетных организаций, людей со средним и средним специальным образованием, проживающих в малых городах с численностью менее 100 тыс. К «мобилизационной» группе относят и респондентов из высокодоходных групп, а также жителей Южного, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов.
Всех этих сторонников «мобилизационного» подхода объединяет мнение о том, что развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) способствует развитию российской экономики. Они также склонны считать инфляцию результатом экономического роста и готовы согласиться с тем, что доходы рядовых россиян в период СВО выросли. Подобных взглядов сегодня придерживаются 41% опрошенных.
Совершенно противоположные взгляды на экономику демонстрируют представители так называемой социальной группы. К ней в большей степени относятся женщины, молодежь в возрасте 18–34 лет, респонденты с высшим образованием, работники коммерческих организаций, жители обеих столиц, а также городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. Сюда же, впрочем, относят и россиян из низкодоходных групп.
В свою очередь, сторонники «социальных» взглядов характеризуются более выраженными экономическими страхами и высокой озабоченностью ростом неравенства в обществе. Они также считают, что рост расходов государства на военные нужды, наоборот, ведет к снижению материального благополучия рядовых россиян, и более склонны интерпретировать инфляцию как признак кризиса. К этой группе относят себя 46% опрошенных, и их доля за последний год увеличилась на 5 процентных пунктов.
Таким образом, наиболее оптимистичны в отношении будущего экономики страны респонденты старше 55 лет. Наибольший же макроэкономический пессимизм демонстрирует молодежь в возрасте 18–34 лет, респонденты с высшим образованием, а также граждане с низкими доходами. Они же в большей степени рассчитывают на собственные силы. Старшее поколение, наоборот, полагается на поддержку государства и связывает свои надежды с ростом отечественной промышленности.