0
4255
Газета От редакции Интернет-версия

08.10.2025 19:41:00

О "незамеченном" уходе западных компаний

Можно ли оценивать качество импортозамещения по социологическим опросам

Тэги: вциом, соцпорос, уход западных компаний, импортозамещение


вциом, соцпорос, уход западных компаний, импортозамещение Фото Reuters

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, посвященный уходу западных компаний из РФ, точнее, адаптации граждан к новой потребительской реальности. Опубликованные результаты показывают, что 45% вообще не переживают о тех, кто ушел (в 2022-м эта доля была еще больше – 50%). 10% «впервые слышат», что какие-то компании сворачивали свой бизнес в России. 7% не хватает IKEA, 6% – автомобилей и автозапчастей, 3% – «Макдоналдса», 2% – Apple, 2% – брендовой одежды и обуви. 65% респондентов считают, что на их жизни уход западных компаний никак не сказался и не скажется.

Генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров, комментируя результаты опроса, отметил, что спустя три года после ухода западных компаний «ассортимент товаров и услуг стал меньше, особенно в высоком ценовом сегменте, но критически не изменился». По его словам, «серьезных дефицитов не возникло, хотя многие товары подорожали или стали хуже качеством». В сфере простого повседневного потребления импортозамещение, как отмечает Федоров, сработало, в технологически сложном секторе – пока нет. Но в целом россияне к «новой конфигурации потребительского рынка» адаптировались.

ВЦИОМ опросил 1600 человек, это его обычная выборка. Можно считать ее репрезентативной. Но можно углубиться в контекст и задуматься, например, о том, как часто на вопросы социологической службы соглашаются отвечать люди, для которых важны структура потребления, реальное качество товаров и услуг. ВЦИОМ приводит отдельную таблицу, где респондентов группируют по возрасту, поколениям. Но этого мало, если интересно знать реальную картину, а не просто показать, что в стране все нормально, общество адаптировалось, волнений нет и не предвидится.

Косвенно о качестве опроса свидетельствует то, что 10% респондентов вообще не были в курсе ухода каких-либо компаний из России. Можно допустить, что это жители малых городов или деревень, где и не было ни зарубежного фастфуда, ни IKEA, ни немецких машин, ни иностранной обуви. Таких людей изменения и правда не коснулись, они не обманывают. Но насколько репрезентативны их ответы, их представления о потребительской действительности, если важно, например, оценить качество импортозамещения?

Впрочем, возможно, месседж исследования в другом. Оно показывает, что задумываться о качестве потребления, товаров и услуг – это по-прежнему удел меньшинства. Для большинства куда важнее, чтобы не менялось количество, чтобы привычный тип продукции можно было себе позволить по той же цене. Когда дело доходит до политических процессов и процедур, до продления мандатов, проще говоря – до выборов, именно установки большинства считаются значимыми. И оказывается, что массовый сегмент легко адаптируется к качественным переменам на потребительском рынке. Он просто нетребователен.

Это может означать, в частности, что сытые годы не помогли существенно трансформировать общество, его привычки и установки. Если люди начинают лучше есть, одеваться, отдыхать, больше зарабатывать, больше тратить на досуг, то со временем и стандарты потребления должны расти. Больше, причем критически, должно становиться и тех, для кого это важно. Исследование ВЦИОМ, если учесть еще и комментарии Валерия Федорова о качестве и цене, показывает, что эти стандарты не закрепились, что многие воспринимают их как приятный бонус, а не как обязательную норму. Адаптивность, конечно, психологически полезна. Но она означает еще и то, что для улучшения качества нет внутренних стимулов. «И так нормально», «раньше как-то жили без этого», «у некоторых и этого нет» – неважная психосоциальная база для хорошего импортозамещения.


Читайте также


Импортозамещение оказалось более сложной задачей, чем предполагалось

Импортозамещение оказалось более сложной задачей, чем предполагалось

Михаил Сергеев

Пересмотр планов производства отечественных самолетов обещан до конца текущего года

0
4201
Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Опрос ВЦИОМ показал, что запрос на "сильную руку" уже не так актуален

0
2958
Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Утверждена стратегия реабилитационной индустрии до 2030-го

Ольга Соловьева

Правительство поддержит также выведение новых сельскохозяйственных сортов в РФ

0
1710
Гражданство важнее веры

Гражданство важнее веры

Сергей Иванеев

О приоритетах идентичности россиян

0
3643

Другие новости