Хорошая школа – это прежде всего сильный преподавательский состав. Тем более что профессионалов своего дела здесь не так уж много.
Фото предоставлено пресс-службой ФИТБ АНХ при правительстве РФ
Надо заметить, что вопрос рейтингования вузов возникает в общественных дискуссиях с завидным постоянством. Причем если в государственных вузах рейтинг все же необходим (а как иначе министерству оптимально использовать бюджетные вливания в вузы), то зачем он вроде бы вузам негосударственным, да еще самоокупаемым, занятым взращиванием отечественной бизнес-элиты? Здесь каждый вуз наперечет и все о всех осведомлены.
«Ситуация на рынке бизнес-образования характеризуется сегодня усилением конкуренции между бизнес-школами. Следовательно, очень важной становится роль независимой экспертной оценки, роль рейтинга школ, – возражает нам декан факультета переподготовки и повышения квалификации ВАВТ Ольга Андреева. – И рейтинг необходим прежде всего как заслон недоброкачественным МВА-программам...» Дело в том, что одно лицензирование сегодня уже просто не в силах остановить поток псевдопрограмм МВА, наводнивших рынок бизнес-образования.
«Когда мы говорим об экспертной оценке, то факт остается фактом – сегодня в России нет той формы аттестации, которая бы проверяла качество программ МВА-образования, – уверен ректор «Синергии» Михаил Иоффе. – Потому что это не могут гарантировать количество профессоров или материально-техническая оснащенность вуза... Лицензирование тоже всего лишь проверяет готовность вуза давать определенный вид образования. Впрочем, и в этом есть определенная доля фикции. Крупные государственные вузы аккредитуют у себя до 50 программ. Никакому отделу министерства не по силам проверить готовность каждого вуза страны по всем специальностям. Поэтому внеплановые проверки и находят огромное количество нарушений, связанных с лицензированием».
Итак, если рейтинги необходимы, то какими могут быть их критерии? «Если методы останутся такими, какие в последнее время используют отечественные СМИ, – считает Ольга Андреева, – то картина может оказаться необъективной. И на самом деле, как можно доверять рейтингу, в котором одним из важных критериев считается, например, форма обучения? При этом достижением считается заочное и дистанционное обучение для топ-менеджеров. Тогда как Министерством образования и науки прописана для МВА-программы (как вершины карьеры менеджера) дневная и вечерняя формы обучения в течение как минимум полутора лет».
«Если говорить о критериях, – добавляет Андреева, – то в первую очередь здесь необходимо обратить внимание на качество подготовки слушателей с позиции работодателя. Важен при работе над рейтингами и учет таких факторов, как разнообразие специализаций, удельный вес активных форм обучения, обеспечение слушателей качественной учебно-методической литературой, наличие дополнительных технических средств обучения и, наверное, цена. Но при серьезном подходе к рейтингам важно для начала понять: а кто может войти в состав экспертной комиссии? Ясно, что нужны люди, которые могут объективно выстроить рейтинг. По нашему убеждению, в состав экспертной комиссии могут войти представители работодателей, профессиональных сообществ, например, торговых палат. Это могут быть и журналисты, и, разумеется, представители самого министерства, занимающиеся вопросами качества образования.
РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования) при всем уважении к ее деятельности не может оценивать сама себя, ведь прежде всего РАБО – это сами ректоры бизнес-школ России. Участие иностранных коллег тоже возможно, но┘ Сейчас в моде аккредитация в международных организациях. Для дополнительного контроля – это важный фактор, но едва ли он может стать определяющим для рейтинга на российском рынке бизнес-образования. Попутно замечу, что и реализация совместных программ не всегда и вполне себя оправдывает. Иногда в итоге получается какой-то странный совместный продукт с узкой региональной направленностью. Хорошо, когда есть выбор среди американских, немецких, русских и других программ МВА.
ВАВТ, имеющая огромный опыт работы с иностранными коллегами и реализующая многие международные программы, предпочитает приглашать не просто иностранных преподавателей, а преподавателей-практиков. Это позволяет значительно пополнить багаж активных форм обучения с использованием международного опыта...»
«В состав экспертных комиссий обязательно должны войти работодатели, а министерству и РАБО отводятся в таком экспертном совете своего рода присутственные места, – согласен с Андреевой Михаил Иоффе. – Сегодня большое значение приобретают ассоциации выпускников. Еще несколько лет назад «Синергия» создала такую ассоциацию у себя. Инициатива шла снизу, что и примечательно...»
«Когда мы говорим об оценке качества образования со стороны бизнес-сообщества, то стоит обратить внимание здесь на один существенный момент, – разворачивает тезис об оценке качества образовательной деятельности школ бизнеса ректор Института ЛИНК Сергей Щенников. – Многие из тех, кто по определению считает себя «бизнес-школами», реально (по содержанию и по целям) – не что иное, как продолжение высшего образования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Связана такая ситуация со многими причинами. В том числе вообще с состоянием бизнеса и с самими предпринимателями. Те руководители, которые могли бы поставить такие задачи, увы, еще сами нуждаются в повышении своего образовательного уровня. Задачу своей школы мы как раз и видим в том, чтобы помочь нашим работодателям выстроить свои образовательные стратегии.
Главный вопрос, который сегодня стоит перед образовательным сообществом: кто может оценить качество образования и задать образец? По существу, стандарты образования не коррелируют с теми требованиями, которые выдвигает сегодня к образованию бизнес.
Часто звучат предложения о создании в России некой организации, подобной АМВА (Международная ассоциация MBA, «Association of MBAs»). Дескать, давайте создадим нечто такое же у себя. Идея замечательная, но┘ Однажды я задал в одном приличном обществе вопрос: «А скажите, пожалуйста, кто из вас имеет опыт преподавания за рубежом и диплом международного образца?» Вопрос повис в воздухе...»
Вот такой спектр мнений. Впрочем, все эксперты едины в одном: сами себя они все же оценивать не могут.