0
1157
Газета Образование Интернет-версия

26.08.2005 00:00:00

Встречают по рекламе, провожают по рейтингу

Тэги: образование, mba, рейтинг


образование, mba, рейтинг Хорошая школа – это прежде всего сильный преподавательский состав. Тем более что профессионалов своего дела здесь не так уж много.
Фото предоставлено пресс-службой ФИТБ АНХ при правительстве РФ

Надо заметить, что вопрос рейтингования вузов возникает в общественных дискуссиях с завидным постоянством. Причем если в государственных вузах рейтинг все же необходим (а как иначе министерству оптимально использовать бюджетные вливания в вузы), то зачем он вроде бы вузам негосударственным, да еще самоокупаемым, занятым взращиванием отечественной бизнес-элиты? Здесь каждый вуз наперечет и все о всех осведомлены.

«Ситуация на рынке бизнес-образования характеризуется сегодня усилением конкуренции между бизнес-школами. Следовательно, очень важной становится роль независимой экспертной оценки, роль рейтинга школ, – возражает нам декан факультета переподготовки и повышения квалификации ВАВТ Ольга Андреева. – И рейтинг необходим прежде всего как заслон недоброкачественным МВА-программам...» Дело в том, что одно лицензирование сегодня уже просто не в силах остановить поток псевдопрограмм МВА, наводнивших рынок бизнес-образования.

«Когда мы говорим об экспертной оценке, то факт остается фактом – сегодня в России нет той формы аттестации, которая бы проверяла качество программ МВА-образования, – уверен ректор «Синергии» Михаил Иоффе. – Потому что это не могут гарантировать количество профессоров или материально-техническая оснащенность вуза... Лицензирование тоже всего лишь проверяет готовность вуза давать определенный вид образования. Впрочем, и в этом есть определенная доля фикции. Крупные государственные вузы аккредитуют у себя до 50 программ. Никакому отделу министерства не по силам проверить готовность каждого вуза страны по всем специальностям. Поэтому внеплановые проверки и находят огромное количество нарушений, связанных с лицензированием».

Итак, если рейтинги необходимы, то какими могут быть их критерии? «Если методы останутся такими, какие в последнее время используют отечественные СМИ, – считает Ольга Андреева, – то картина может оказаться необъективной. И на самом деле, как можно доверять рейтингу, в котором одним из важных критериев считается, например, форма обучения? При этом достижением считается заочное и дистанционное обучение для топ-менеджеров. Тогда как Министерством образования и науки прописана для МВА-программы (как вершины карьеры менеджера) дневная и вечерняя формы обучения в течение как минимум полутора лет».

«Если говорить о критериях, – добавляет Андреева, – то в первую очередь здесь необходимо обратить внимание на качество подготовки слушателей с позиции работодателя. Важен при работе над рейтингами и учет таких факторов, как разнообразие специализаций, удельный вес активных форм обучения, обеспечение слушателей качественной учебно-методической литературой, наличие дополнительных технических средств обучения и, наверное, цена. Но при серьезном подходе к рейтингам важно для начала понять: а кто может войти в состав экспертной комиссии? Ясно, что нужны люди, которые могут объективно выстроить рейтинг. По нашему убеждению, в состав экспертной комиссии могут войти представители работодателей, профессиональных сообществ, например, торговых палат. Это могут быть и журналисты, и, разумеется, представители самого министерства, занимающиеся вопросами качества образования.

РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования) при всем уважении к ее деятельности не может оценивать сама себя, ведь прежде всего РАБО – это сами ректоры бизнес-школ России. Участие иностранных коллег тоже возможно, но┘ Сейчас в моде аккредитация в международных организациях. Для дополнительного контроля – это важный фактор, но едва ли он может стать определяющим для рейтинга на российском рынке бизнес-образования. Попутно замечу, что и реализация совместных программ не всегда и вполне себя оправдывает. Иногда в итоге получается какой-то странный совместный продукт с узкой региональной направленностью. Хорошо, когда есть выбор среди американских, немецких, русских и других программ МВА.

ВАВТ, имеющая огромный опыт работы с иностранными коллегами и реализующая многие международные программы, предпочитает приглашать не просто иностранных преподавателей, а преподавателей-практиков. Это позволяет значительно пополнить багаж активных форм обучения с использованием международного опыта...»

«В состав экспертных комиссий обязательно должны войти работодатели, а министерству и РАБО отводятся в таком экспертном совете своего рода присутственные места, – согласен с Андреевой Михаил Иоффе. – Сегодня большое значение приобретают ассоциации выпускников. Еще несколько лет назад «Синергия» создала такую ассоциацию у себя. Инициатива шла снизу, что и примечательно...»

«Когда мы говорим об оценке качества образования со стороны бизнес-сообщества, то стоит обратить внимание здесь на один существенный момент, – разворачивает тезис об оценке качества образовательной деятельности школ бизнеса ректор Института ЛИНК Сергей Щенников. – Многие из тех, кто по определению считает себя «бизнес-школами», реально (по содержанию и по целям) – не что иное, как продолжение высшего образования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Связана такая ситуация со многими причинами. В том числе вообще с состоянием бизнеса и с самими предпринимателями. Те руководители, которые могли бы поставить такие задачи, увы, еще сами нуждаются в повышении своего образовательного уровня. Задачу своей школы мы как раз и видим в том, чтобы помочь нашим работодателям выстроить свои образовательные стратегии.

Главный вопрос, который сегодня стоит перед образовательным сообществом: кто может оценить качество образования и задать образец? По существу, стандарты образования не коррелируют с теми требованиями, которые выдвигает сегодня к образованию бизнес.

Часто звучат предложения о создании в России некой организации, подобной АМВА (Международная ассоциация MBA, «Association of MBAs»). Дескать, давайте создадим нечто такое же у себя. Идея замечательная, но┘ Однажды я задал в одном приличном обществе вопрос: «А скажите, пожалуйста, кто из вас имеет опыт преподавания за рубежом и диплом международного образца?» Вопрос повис в воздухе...»

Вот такой спектр мнений. Впрочем, все эксперты едины в одном: сами себя они все же оценивать не могут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1545
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1260
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1255
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1488

Другие новости