Лучший учитель тот, который делает невозможное... На уроке в школе для слабослышащих детей.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Президент РФ Владимир Путин предложил ввести ежегодные премии в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны, а также премии размером в 1 миллион рублей для 6 тысяч учебных заведений. В России более 1,5 миллиона учителей и порядка 70 тысяч школ. Но как выбрать того учителя, который бы не вызвал недоумения или даже недовольства других. И еще... Представьте себе, в бедном селе или небольшом городке, где средняя заработная плата учителя около 2,5 тыс. рублей, появляется вдруг педагог, которому выплатили премию в 100 тысяч рублей. Как это воспримет окружение учителя? Один директор московской школы, услышав это, сказал: «Да разве ж это большие деньги!» Но для села это деньги огромные. Тут бы не проявиться даже элементарной зависти!
«К сожалению, феномен социальной зависти остается весьма устойчивым в культуре современной России, – считает заведующий кафедрой общей социологии ГУ-ВШЭ Никита Покровский. – Действительно, сейчас у нас уже не принято отрицать стремление к благосостоянию. Этого никто не стесняется. Но признать тот очевидный факт, что стремление к богатству с неизбежностью влечет за собой неравенство в достижении этого богатства, готовы немногие». Логика общественного мнения, считает ученый, такова: хорошо быть богатым, если это я сам и моя семья. Но богатый другой – это уже сомнительно┘ Иными словами, оценивать по справедливости богатство человек может только свое. Поэтому и вывод прост: пусть уж я буду не самым богатым, но и сосед останется точно таким же, как я. Следуя этой логике, можно предположить, что в любом случае мысли о возможном лоббировании учителя (она в любимчиках у директора!) и негативные настроения (а чем я хуже!) будут в той или иной степени присутствовать в окружении учителя. Причем тем сильней и явственней они будут проступать, чем беднее будет окружение претендента, считают психологи.
Недавно фонд «Общественное мнение» опубликовал данные своих исследований о зарплатах учителей. Оказалось, что только 28% россиян указывают на бедственное положение учителей. 57% опрошенных уверены, что учителя живут также, как все остальные граждане. Тем не менее 78% респондентов признали тот факт, что престижность работы педагога возрастет, если учителям прибавят зарплату. Социологи еще не успели опросить граждан по этой теме, но большинство публичных высказываний в СМИ и на разного рода совещаниях по этому поводу сводятся к одному, что все-таки деньги для учителя – это хорошо. Как же выбрать достойных? Исаак Калина, директор департамента государственной политики в области образования Минобразнауки, считает, что выбирать достойных – дело общества. В комиссиях по отбору претендентов на премию должно быть не более 50% чиновников. Комиссия должна еще и решить, премии это будут или гранты. Так что премия вроде бы по факту – президентская, а по сути – народная. Спросим наших граждан.
═
Николай Сванидзе, телеведущий
═
Наиболее объективный критерий – это успешность бывших учеников в жизни. Но это очень масштабная работа, дело нескольких лет, и, боюсь, никто не станет этим заниматься. Все конфеты и медали, переходящие знамена, к сожалению, обычно достаются у нас не тем, кому предназначались┘ На мой взгляд, всем учителям нужно просто платить нормальные деньги, чтобы в школы шли работать мужчины и не было бы однобокого женского воспитания.
═
Юрий Беленький, продюсер, режиссер телефильма о школе «Простые истины»
═
Высшая оценка для педагога – количество учеников, пожелавших стать учителями. Впрочем, эти критерии не исключают и обязательных других: отзывов экспертов, побывавших на уроках, внеклассных занятий по интересам, постоянного расширения кругозора, успеваемости и поведения учеников, мнения общественности и многого другого. Кроме того, в любой школе всегда существует объективная система оценки любого педагога. Лучших знают все: и ученики, и коллеги, и руководство. Худших, кстати, тоже знают. Объективней этой оценки, то есть оценки коллектива, нет... Зависть присуща не только учителям. Учителя же в массе своей – это прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, и радоваться успехам ближних, надеюсь, они умеют. А кроме того, я слышал, что премии будут вручаться ежегодно, так что стимул работать лучше появится вскоре у всех.
═
Тамара Крюкова, автор книг для детей «Гений по-неволе», «Узник зеркала» и т. д., одна из авторов учебника по русскому языку для 1 класса
═
Главный критерий в выборе школы, – это, разумеется, отношение к этому педагогу со стороны детского коллектива. Ребенка невозможно обмануть. И не надо бояться, что дети ошибутся. Они любят строгих и эрудированных, умных учителей.
Лучший учитель – это человек-энтузиаст. То есть человек, который не просто преподает учебную программу, но и пытается увлечь детей тем, что происходит за пределами школы. Ведь самое главное – не просто дать знания, а зажечь в детях интерес, сделать так, чтобы у них появилось желание расти и работать над собой.
Не хочется думать о зависти окружающих... А может, кто-то и обрадуется тому, что учитель из его села победил. А если еще своего учителя выдвинет на первом этапе каждая школа России, то отрицательных эмоций в обществе мы, наверное, сможем избежать. В любом случае, чтобы избежать зависти, надо подобрать правильные критерии. Кроме того, нужна и психологическая служба сопровождения конкурса, как это бывает на других конкурсах такого рода.
═
Наталья Крачковская, актриса
═
Наверное, определять лучшую школу нужно по знаниям учеников, причем по общей массе школьников. Отличников, как известно, специально «дотягивают», а вот общая успеваемость может быть хоть каким-то критерием. А лучший учитель – это тот, кто умеет донести свои знания и умения до каждого ребенка. Я, например, чистый гуманитарий, по математике была полным профаном, но до сих пор с благодарностью вспоминаю свою учительницу Анну Ивановну Романову. Она так замечательно все объясняла, что даже мне все было понятно и интересно. Мне кажется, в голосовании обязательно должны принимать участие ученики. А с завистью учителя справятся, на то они и учителя.