0
1788
Газета Образование Интернет-версия

01.06.2007 00:00:00

Бакалавры бывают разные

Михаил Эскиндаров

Об авторе: Михаил Абдурахманович Эскиндаров - доктор экономических наук, профессор, ректор Финансовой академии при правительстве РФ.

Тэги: диплом, вуз, бакалавриат


Российская высшая школа находится на этапе радикальных перемен. Этой весной правительство внесло в Государственную Думу законопроект о переходе к так называемой уровневой системе подготовки кадров. Принятие этого документа в предлагаемом варианте может в корне изменить существующую конфигурацию системы высшего профессионального образования в России.

Речь идет о готовящемся государственном документе, получившем название «Перечень направлений высшего профессионального образования». Работа над этим документом длится более года и, как показал ее ход, наибольшую сложность вызвали такие сферы, как экономика и менеджмент.

Первоначально было выделено два направления: «бакалавр/магистр экономики» и «бакалавр/магистр менеджмента». Однако сведение всей экономики к единственному направлению – «бакалавр/магистр экономики» – является, по моему мнению, ошибочным решением. Оно не отражает всего богатства и разнообразия связей, стоящих за термином «экономика».

Напомню, что термин «экономика» (economics) появился в конце ХIХ века – он пришел на смену «политической экономике», которая занималась исследованием общих закономерностей развития экономики. В новом понимании это слово приобрело более конкретное, прикладное значение. А посему в западном понимании economics имеет несколько значений – это и экономическая теория, и экономика как конкретная наука (например, экономика сельского хозяйства). Поэтому те, кто сегодня, желая повысить «узнаваемость» российского диплома на Западе, механически переводит «бакалавр экономики» как bachelor of economics, совершают серьезную ошибку, за которой будет стоять не двойка по грамматике, а нечто большее – карьера выпускника.

В связи с этим целый ряд финансовых и экономических вузов выступили с предложением: наряду с направлением «бакалавр экономики» ввести еще одно, отдельное самостоятельное направление – «бакалавр прикладной экономики». Показательно, что эта идея получила одобрение и у ответственных сотрудников Министерства образования и науки РФ.

Прошел год, и вдруг на совещании в одном из ведущих московских экономических вузов возникает другая идея, переворачивающая все с ног на голову. Предлагается ввести понятия «бакалавр экономики по специализации» и «бакалавр экономики по направлению». В чем опасность?

Во-первых, обращает на себя внимание отсутствие логики в предлагаемой схеме: в рамках более широкого направления «бакалавра экономики» предлагается вводить новые, более узкие направления. При этом утверждается, что «бакалавр по специализации» будет, по сути, равнозначен зарубежному Bachelor of Arts, а «бакалавр по направлению» – Bachelor of Science. Во-вторых, предположение о том, что присвоение степени (бакалавр, магистр) в сочетании со словом «специализация» означает практическую направленность подготовки специалиста, а в сочетании с «направлением» – подготовку специалиста для работы в научной сфере, свидетельствует о неосведомленности авторов этого предложения относительно действительного положения дел в зарубежном высшем образовании.

Анализ учебных программ зарубежных вузов показывает, что никакого строгого разделения на практическую и научную составляющую в обеих вышеуказанных академических степенях не имеется. Так, в лучших британских университетах Оксфорд и Кембридж по направлению Economics присваивается только Bachelor of Arts (ВА), в то время как в Уорвикском университете (также входящем в десятку лучших британских университетов) – только Bachelor of Science (BSс). Вряд ли кто-либо станет полагать, что выпускники Оксфорда и Кембриджа занимаются преимущественно практической деятельностью, а Уорвика – научной. Да и вообще нет оснований ожидать, что в 17 лет молодой человек может четко определиться относительно своего будущего.

Что же касается узнаваемости российских дипломов, то главным здесь является не столько название степени, сколько перечень и содержание учебных дисциплин, изученных студентом во время пребывания в вузе.

Следует отметить, что вопреки широко распространенному в России мнению о том, что бакалавр в зарубежных вузах – это широкое образование без углубленной специализации, в западных вузах имеется два типа бакалаврского образования: широкое образование с ограниченной или минимальной специализацией и образование, направленное на обучение конкретной специальности. Например, «бакалавр финансов», «бакалавр бухгалтерского учета и права», «бакалавр международного бизнеса» и т.д.

В то же время планируемое нововведение – «бакалавр экономики по специализации» и «бакалавр экономики по направлению» – идет вразрез со сложившимся подходом в создании документа «О перечне направлений высшего профессионального образования РФ».

Именно поэтому прозвучавшее ранее предложение о введении двух направлений – «бакалавр/магистр экономики» и «бакалавр/магистр прикладной экономики» – отвечает коренным интересам подготовки высококвалифицированных кадров в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1445
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1647
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4063

Другие новости