0
1092
Газета Образование Интернет-версия

27.01.2009 00:00:00

Физический минимум XXI века

Виктор Марченко

Об авторе: Виктор Марченко - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Московского государственного строительного университета.

Тэги: вуз, физика


Известно, физика – основа технических наук. Предполагается, что в процессе специализации студент глубоко усвоит тот узкий раздел физики, который лежит в основе спецпредмета. (Вузы, в которых физика – профилирующий предмет, являются исключением и здесь не рассматриваются.)

Однако если спуститься на грешную землю, то мы должны будем признать, что подавляющее число выпускников вузов потом начинают трудиться в отраслях, имеющих отдаленное отношение к физике. Мало того, значительная масса студентов, если не сказать – большинство, имеют неудовлетворительные знания по школьному курсу физики. И не только по физике, но и по математике, что усугубляет положение.

В этой ситуации требовать от студента знания уравнений Максвелла, закона Био–Саввара–Лапласа, неработающей формулы Рэлея–Джинса, уравнения Шрёдингера и умения решать его для гармонического осциллятора нерационально и негуманно. Не рационально – для этого есть справочники, интернет, и негуманно – с имеющейся подготовкой студент не в состоянии усвоить указанный материал.

И студент, и преподаватель поставлены в безвыходное положение – студент вынужден списывать и показывать вид, что он знает; преподаватель вынужден принять эту работу, делая вид, что студент знает наизусть, например, формулу распределения частиц по скоростям Максвелла.

А теперь предлагаю задуматься над следующим. Положим, студент работал хорошо и усвоил программу курса общей физики технического вуза. Какие знания останутся в голове выпускника вуза через 3–5–7 и более лет после окончания института-университета, если он, например, стал гендиректором завода газонокосилок или разработчиком оргтехники?

Может, имеет смысл определиться, какими знаниями в рамках программы общей физики должен снабдить вуз студентов, чтобы они могли адекватно воспринимать окружающий мир. Каким гарантированным минимумом знаний по физике мы, преподаватели, обязаны вооружить студентов, чтобы они, знания, были востребованы в их дальнейшей повседневной жизни и через 5, и через 10 лет и удовлетворяли уровню знаний личности с высшим техническим образованием?

К таким, например, я отношу знания, дающие возможность понимать, чем обусловлена радуга, почему возникает северное сияние, почему гейзеры фонтанируют, каков принцип работы электрогенератора, как в принципе осуществляется беспроводная передача информации, чем объясняется выделение энергии при ядерном синтезе и распаде ядер┘ В общем, человек должен понимать физическую природу явлений, с которыми ему приходится сталкиваться в окружающей жизни, непосредственно или опосредованно.

Если принять изложенную выше точку зрения, то вырисовывается следующая стратегия изложения курса общей физики в вузах. Основываясь на существующей программе курса, дающей целостное представление о всех направлениях физики (почти о всех), сделать ударение на тех вопросах, которые обеспечат выпускнику приемлемый потенциал эрудиции.

Еще раз оговорюсь, что это не исключает, а, наоборот, предполагает, что студент в процессе специализации должен будет более глубоко усвоить тот раздел физики, который является основой технической специальности.

В каждой области человеческих знаний имеются свои азы, которые необходимо усвоить до автоматизма. Первоклассники заучивают алфавит, постарше – таблицу умножения, арифметические действия. В вузе такой «таблицей умножения» по физике должен стать минимум физических знаний – «физминимум», который даст возможность гражданину с дипломом технического вуза с пониманием – пусть по минимуму – смотреть на внешний мир.

Практика показывает, что студенты способны усвоить материал в объеме «физминимума» и давать осознанный ответ на все вопросы даже в том случае, если школьные знания студента ниже среднего. Предполагается, что знания в объеме «физминимума» служат первой ступенькой на пути к положительной оценке по физике.

Я осознаю всю уязвимость моей позиции. Строгие преподаватели, коих немало, стоят на максималистской позиции: нужно добиваться усвоения всей программы, и точка! Хотелось бы попросить таких преподавателей опросить своих бывших студентов выпуска, например, 2003 года, могут ли они написать формулу Рэлея–Джинса или уравнения Максвелла вместе с материальными уравнениями и заодно узнать, как часто после окончания вуза им приходилось прибегать к ним. А заодно пусть они им скажут, что такое киловатт-час, чему он соответствует в единицах СИ и как смоделировать давление в один паскаль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2382
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1369
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3765
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4760

Другие новости