0
6462
Газета Образование Интернет-версия

16.10.2015 00:01:00

Школьные учебники из группы риска

Тэги: учебники, школа, наталья третьяк, учебно методические комплексы, минобрнауки, егэ


Тема школьных учебников вновь оказалась в центре внимания. На этот раз поводом для беспокойства общественности стал учебник обществознания для 8-го класса, в котором родители обнаружили унизительные высказывания о людях с ограниченными возможностями здоровья. После волны возмущения в социальных сетях издательство, выпустившее учебник, направило его на повторную экспертизу, и теперь велика вероятность, что из федерального перечня его исключат.

Два года назад министерство серьезно изменило порядок экспертизы учебников, рассказала журналистам первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Появились новые виды экспертизы (общественная, для ряда учебников – региональная), введены требования о наличии непрерывной линейки учебников (для всех параллелей, где изучается предмет), электронной версии учебников и специальной книги для учителя. Это позволило существенно улучшить качество книг, допущенных в школы. И если не так давно в перечень входило чуть меньше 3000 учебников, то сейчас – чуть больше 1200. Более 1500 книг остались за бортом. «Новая процедура исключает возможность отклонения хорошего учебника», – считает первый замминистра.

Однако при исключении учебника из перечня возникает ряд проблем.

Дело не только в том, что авторы и издательства в ряде случаев обращаются в суды, организуют сбор подписей под петициями в Интернете и требуют пересмотра принятых решений. В соответствии с действующими нормами даже после исключения из перечня школы могут пользоваться учебником в течение пяти лет: никто насильно изымать его не будет. Это дает возможность авторам и издательствам продолжать продвигать свои учебно-методические комплексы (УМК) – ведь есть же надежда, пусть призрачная, что когда-нибудь учебник вновь попадет в перечень. Так что кое-кто пытается убедить учителей, что по исключенным из перечня учебникам работать можно и нужно. Одна из таких линеек, которая не вошла в новый перечень, но рекламу которой по-прежнему можно видеть на учительских форумах и даже на книжных выставках, – учебник английского языка Enjoy English («Английский с удовольствием») под редакцией Мерем Биболетовой.

Итак, школа не может закупать исключенные из перечня учебники, но использовать их в течение пяти лет имеет полное право. Какие же здесь возможны риски? 

Во-первых, отрицательные заключения экспертов на учебник означают, что он не соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, а теперь еще и примерных программ. По этому учебнику готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ вряд ли стоит – есть риск, что учили одному, а спрашивать будут другое. Понятно, что авторы учебников, не попавших в федеральный перечень, и издательства, выпускавшие эти учебники, объясняют отрицательные результаты экспертизы техническими ошибками. Но, как подчеркивают представители Минобрнауки России, все судебные разбирательства, инициированные авторами и издательствами по поводу результатов экспертизы, были ими проиграны.

Во-вторых, с 1 сентября 2015 года бумажные учебники можно использовать в школах наряду с электронными. В некоторых школах – наиболее продвинутых, инновационных – наличие электронных версий стало обязательным требованием. В новом федеральном перечне все учебники имеют электронные формы, которые проходили такую же строгую экспертизу, как и бумажные версии. Получается, что если учебника в новом федеральном перечне нет, то и его электронную версию нельзя использовать – на экспертизу ее никто не направлял. Официального решения о пригодности электронной версии для использования в школах попросту нет.

Казалось бы, учитель может использовать в учебном процессе элементы нескольких УМК – и включенные в новый перечень, и исключенные из него, но сохраняющиеся в школах на ближайшие пять лет. Но и тут возникает проблема: с одной стороны, таскать в школу разные учебники по одному предмету – дополнительная нагрузка на детские позвоночники. К тому же нарушение линейки снижает качество преподавания – это общеизвестно в педагогическом сообществе.

В случае с линейкой Биболетовой ситуация усугубляется тем, что авторы разминулись с издательством, которое раньше выпускало их учебники. Права на учебники для 3, 4, 9 и 10-х классов у этого издательства закончились. В переработанном виде они явно нарушат преемственность между классами – художественное оформление будет совсем другим.

То есть УМК в прежнем виде перестает существовать, теряется методическая и информационная поддержка в регионах, а работать учителям надо дальше. Есть риск, что помимо учебников не будут печататься и дополнительные компоненты, необходимые для проведения урока (рабочие тетради, книги для учителя и пр.). И хотя авторы уже обратились в другое издательство, которое представило новую версию УМК на Московской международной выставке-ярмарке в сентябре 2015 года, перспективы линейки, не включенной в федеральный перечень, да и еще и при наличии явной тенденции не допустить значительный рост числа учебников, выглядят сомнительно. Придется снова проходить экспертизу, и будет ли она успешна, нет никаких гарантий.

При этом возможности выбора у учителей все равно остаются – идея перехода к единому и единственному учебнику не нашла понимания в российском обществе. И если, делая выбор, руководствоваться действующим перечнем, есть гарантия, что учебник поможет подготовить к ОГЭ и ЕГЭ, что его электронная версия соответствует современным требованиям. При всем изобилии учебных и информационных материалов, которыми пользуется и хороший учитель, и прилежный ученик, учебник остается навигатором в море знаний. Его качество не должно вызывать нареканий. Как сказала Наталья Третьяк, «если мы ставим на чаши весов интересы детей и интересы издательств, интересы детей должны перевешивать».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2196
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4952
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2719
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3132

Другие новости