Цель «третьей миссии» университетов – использование научных исследований для появления значимых изменений в обществе. Фото с сайта www.msu.ru
Тему, связанную с развитием высшей школы, обсудили на VIII Международной конференции исследователей высшего образования в Высшей школе экономики. На конференцию приехало более 300 участников из 13 стран и 30 российских регионов. В общей сложности прозвучало около 80 докладов, но, по заявлению организаторов, заявок было подано более 400. Один из центральных докладов конференции касался популярного тренда – третьей миссии университетов.
Сделал такой доклад Аттилла Пауситс из Австрии, директор Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета. Свое выступление он назвал «На пути к третьей миссии: университеты в переходный период».
Поясним, что такое третья миссия. Испокон веку университеты осуществляли две функции: обучение и научно-исследовательскую деятельность. Однако в 70-е годы прошлого столетия Совет по образованию в Германии обозначил в качестве третьего основополагающего направления непрерывное образование. В России эта идея приобрела важность с вступлением в стадию постиндустриального развития. Так как существенным фактором социально-экономического развития в нынешнем обществе является постоянно обновляемое знание.
В большинстве европейских стран обучение на протяжении всей жизни очень тесно связано с аспектом коммерциализации вуза, отметили на конференции в ВШЭ. И исследования должны быть привязаны к практической составляющей.
Но если связывать третью миссию университетов исключительно с коммерческой деятельностью, велика вероятность упустить ее важные составляющие, считает Атилла Пауситс. Социальная направленность деятельности здесь так же важна, как и коммерциализация научного знания. То есть университеты должны вносить свой вклад в работу правительства, общественную жизнь и деятельность частного сектора, способствуя повышению качества жизни населения и социальных услуг.
Сегодня международными экспертами даже разработана система, позволяющая выявлять принадлежность университетов к третьей миссии. Там помимо результатов исследовательской деятельности предложено рассмотреть компоненты, ориентированные на потребности местного сообщества и участие вуза в социальной (общественной) жизни. Но в целом, как считает Атилла Пауситс, окончательно понятие этой миссии университетов четко еще не сформулировано.
Хотя интересует очень многих ученых. Например, Патрисио Монтесинос с коллегами в статье «Третья миссия в рейтинге международных университетов: между учением и исследованием» выделяют три движущих фактора, заложенных в основу третьей миссии: социальный, предпринимательский и инновационный. Согласно их мнению, к социальной стороне относятся виды деятельности, целью которых не является получение экономической выгоды: оказание социальных услуг на добровольной основе, формирование социальных сетей, проведение открытых культурных мероприятий на базе университета. Университет, одним словом, открыт для общества.
К видам деятельности, ориентированным на предпринимательство, можно отнести совместные производственные научные исследования по контракту, коммерциализацию интеллектуальной собственности, реализацию платных программ повышения квалификации, предоставление в аренду помещений для выставок или конференций. В последнем (инновационном) направлении третьей миссии ключевой составляющей является понятие усовершенствования.
Примерами здесь являются: региональные инновационные разработки, создание региональных сетей с предпринимателями, внедрение патентов, консультирование правительственных учреждений. С позиции инновационного подхода «третья миссия» университетов заключается в использовании научных исследований для появления значимых изменений.
В общем, тема очень интересная и важная. И даже следующий тезис, который развивали другие выступающие на конференции в ВШЭ, практически продолжал тему «третьей миссии». Например, Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, заметил, что университеты реагируют на изменение окружения. Среда заставляет университеты меняться. «Мой тезис – университеты должны управлять средой», – заявил профессор на конференции.
А что могут сделать университеты со средой, можно проиллюстрировать классическими примерами.
Город Питсбург (Пенсильвания, США) получил второе дыхание после периода спада своего экономического развития благодаря появившемуся там университету: с его помощью были найдены нестандартные решения экономических проблем. А вот Детройт, не имея сильного университета в качестве драйвера роста, в итоге сильно деградирует.