Естественно-научная составляющая школьного образования остается очень востребованной. Фото агентства «Москва»
Большинство родителей заинтересованы, чтобы их дети знали правила дорожного движения, основы военной подготовки и были финансово грамотны. Об этом говорит недавнее исследование ВЦИОМа. Вопрос о том, где взять время для дополнительных предметов, пока остается открытым. Чаще всего предлагают пожертвовать часами, отведенными на музыку и ИЗО.
Как считает руководитель департамента исследований ВЦИОМа Степан Львов: «Запрос к системе общего образования имеет весьма прагматичный характер. И родители школьников, и другие взрослые считают, что детей нужно учить разбираться и решать актуальные вопросы, которые скорее всего пригодятся во взрослой жизни… Предметы, направленные на воспитание духовности в школьной среде, оказались в числе аутсайдеров».
Очень интересный вывод, если учесть, что как раз программы воспитания молодежи стоят в числе приоритетных. И большинство мероприятий с участием молодежи и открытых уроков проходят по данной тематике. Кроме того, в настоящий момент рассматривается законопроект, который, возможно, после введения его (1 января 2018 года) вызовет еще большую активность чиновников и общественников в этом направлении. Новый законопроект предполагает, что с нового года общественные религиозные и некоммерческие организации наряду с государством смогут проводить патриотические мероприятия. Такие организации смогут рассчитывать на меры поддержки со стороны государства. В частности, им могут быть выделены гранты, льготы по уплате налогов и сборов и иные формы имущественной и финансовой поддержки.
Чиновники и депутаты постоянно дают предложения по введению в школах уроков полового воспитания, уроков по воспитанию семейных и духовных ценностей, здорового образа жизни и т.д. Но это, оказывается, тоже не особенно интересно родителям. Из серии последних предложений от депутатов Госдумы: школьникам хотят читать в будущем лекции по правам человека. Об этом прошли недавно сообщения в СМИ со ссылкой на уполномоченного по правам человека в РФ Татьяну Москалькову. А депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев подготовил запрос вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой рассмотреть возможность возвращения в школьную программу по русскому языку речевого этикета, который использовали до революции 1917 года.
И еще из нового – идет дискуссия об уроках труда. Изменилась концепция предмета «Технология». Теперь на первое место выходят цифровые технологии, интеллектуальные, телекоммуникационные, и от привычной трудовой деятельности в новой концепции не осталось практически и следа. Сегодня во многих школах на уроках «Технология» можно увидеть 3D-принтеры, отмечают учителя технологии. И надо заметить, что подобное положение дел тоже не у всех чиновников и родителей вызывает состояние эйфории.
Вернемся к опросу ВЦИОМа. Более половины россиян поддержали бы введение в школьную программу такого предмета, как «Правила дорожного движения» (73% опрошенных). Почти две трети (63%) считают обязательными «Основы военной подготовки», около половины (44%) отмечают необходимость обучения финансовой грамотности. Также три четверти россиян (75%) считают, что для школьников нужно проводить специальные уроки по навыкам общения в реальной жизни, 82% говорят, что среди молодежи широко распространена проблема интернет-зависимости. Причем представители самой молодой возрастной группы (18–24 года) и родители детей до 17 лет сетуют на нее даже чаще остальных – 91 и 90% соответственно.
Включенный же сегодня в школьную программу курс «Основы религиозных культур и светской этики» не кажется нашим согражданам столь уж остроактуальным: две трети опрошенных считают, что входящие в него разделы должны быть дополнительными (на выбор родителей и школьников).
Как показывают результаты опроса, в XXI веке нет нужды учить детей общению в соцсетях, а вот с межличностной коммуникацией у них очень серьезные проблемы.