0
3786
Газета Образование Интернет-версия

30.11.2017 00:01:00

Что влияет на мобильность студентов

Тэги: иностранные студенты, мобильность, мотивация, адаптация


иностранные студенты, мобильность, мотивация, адаптация Не только знание языка помогает учиться за рубежом, но и личная заинтересованность в этом. Фото агентства «Москва»

Международная мобильность только растет. Согласно данным мониторинга Высшей школы экономики (ВШЭ), иностранных студентов в России примерно 5% от общего числа студентов. Исследователи узнали также, как проходит адаптация данного контингента. Оказалось, что осознанное личностное решение, а не внешние, давящие факторы являются залогом успешной адаптации студента в зарубежной стране.

Сначала разберемся с цифрами. Согласно данным ВШЭ, большая часть иностранных абитуриентов (79,2%) поступают в российские вузы из стран бывшего СССР. Следом за ними идут страны Азии, Африки и Ближнего Востока. И относительно небольшое количество студентов едут в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании. Если сравнить, что было до распада Советского Союза, то тогда основной поток студентов прибывал к нам из стран Восточной Европы. Распределение прибывающих на учебу по вузам страны  неравномерно. Треть всех иностранных студентов приходится на Москву (25%) и Санкт-Петербург (9,7%). Следом за ними идут Омская (4,8%) и Томская области (4,2%). Причем расстояние не имеет значения для абитуриентов. Например, на восточной границе обучается почти 22% студентов из Китая, а их число в Москве и Петербурге больше в два раза – почти 48%. 

Практически все вузы РФ ставят своей целью привлечь иностранных студентов. А значит, минимизировать количество препятствий, мешающих международной академической мобильности. Помимо очевидных барьеров– недостаточное финансирование подобных программ, – существует еще и причина более прозаическая – боязнь быта в другой стране.

Если первая группа студентов (из стран бывшего СССР) адаптируется к российским реалиям более или менее легко, то у студентов из других групп это проходит несколько затруднительней. На особенности адаптации иностранных студентов может влиять множество факторов – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст и т.д. Однако немаловажным является то, с какими целями молодой человек едет учиться за рубеж. Это подтвердилось в ходе исследования группы ученых ВШЭ с участием научного руководителя Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ Кеннона Шелдона. В исследовании участвовали зарубежные студенты, но выводы полезны для всех.

В ходе исследования ученые рассмотрели связь типа мотивации с уровнем культурного шока и субъективного благополучия студентов. Согласно теории самодетерминации (self-determination theory), существуют разные уровни автономии или самодетерминации, указывается в работе Кеннона Шелдона. Одни – это люди, ощущающие себя полностью контролируемыми. Вторые – те, кто персонально определяет, как им действовать. В случае контролируемой мотивации присутствует принужденность к действию. Это чувство может быть результатом внешних обстоятельств (на учебу послало начальство) или наоборот – внутренних (например, чувство вины).

Согласно выводам Шелдона, студенты с «автономной» мотивацией легче переживают культурный шок и у них более высокий уровень субъективного благополучия. 

Как выглядят мотивы, которыми руководствуются студенты, что называется, из первых уст. Приведем выдержки из работ Шелдона. В ходе исследования респондентам предлагалось оценить, насколько им подходит ряд утверждений о том, почему они выбрали учебу в США. Автономной мотивации соответствовали следующие объяснения: «Потому что я хотел чувствовать гордость за себя». Контролируемую мотивацию характеризовали такие утверждения: «Честно, я не знаю, почему я выбрал учебу в США».

Как уже говорилось выше, на адаптацию существенно влияет и характер самого студента. Например, повышенная экстраверсия и низкий уровень нейротизма способствуют более легкому привыканию молодых людей к новой среде. А трудности с коммуникацией, неуверенное владение языком, наоборот, могут провоцировать последствия, связанные с культурным шоком. Также студенты старшего возраста легче адаптируются к новым условиям, чем их более молодые «коллеги», считает Шелдон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1045
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2851
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1979
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1575

Другие новости