Не только знание языка помогает учиться за рубежом, но и личная заинтересованность в этом. Фото агентства «Москва»
Международная мобильность только растет. Согласно данным мониторинга Высшей школы экономики (ВШЭ), иностранных студентов в России примерно 5% от общего числа студентов. Исследователи узнали также, как проходит адаптация данного контингента. Оказалось, что осознанное личностное решение, а не внешние, давящие факторы являются залогом успешной адаптации студента в зарубежной стране.
Сначала разберемся с цифрами. Согласно данным ВШЭ, большая часть иностранных абитуриентов (79,2%) поступают в российские вузы из стран бывшего СССР. Следом за ними идут страны Азии, Африки и Ближнего Востока. И относительно небольшое количество студентов едут в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании. Если сравнить, что было до распада Советского Союза, то тогда основной поток студентов прибывал к нам из стран Восточной Европы. Распределение прибывающих на учебу по вузам страны неравномерно. Треть всех иностранных студентов приходится на Москву (25%) и Санкт-Петербург (9,7%). Следом за ними идут Омская (4,8%) и Томская области (4,2%). Причем расстояние не имеет значения для абитуриентов. Например, на восточной границе обучается почти 22% студентов из Китая, а их число в Москве и Петербурге больше в два раза – почти 48%.
Практически все вузы РФ ставят своей целью привлечь иностранных студентов. А значит, минимизировать количество препятствий, мешающих международной академической мобильности. Помимо очевидных барьеров– недостаточное финансирование подобных программ, – существует еще и причина более прозаическая – боязнь быта в другой стране.
Если первая группа студентов (из стран бывшего СССР) адаптируется к российским реалиям более или менее легко, то у студентов из других групп это проходит несколько затруднительней. На особенности адаптации иностранных студентов может влиять множество факторов – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст и т.д. Однако немаловажным является то, с какими целями молодой человек едет учиться за рубеж. Это подтвердилось в ходе исследования группы ученых ВШЭ с участием научного руководителя Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ Кеннона Шелдона. В исследовании участвовали зарубежные студенты, но выводы полезны для всех.
В ходе исследования ученые рассмотрели связь типа мотивации с уровнем культурного шока и субъективного благополучия студентов. Согласно теории самодетерминации (self-determination theory), существуют разные уровни автономии или самодетерминации, указывается в работе Кеннона Шелдона. Одни – это люди, ощущающие себя полностью контролируемыми. Вторые – те, кто персонально определяет, как им действовать. В случае контролируемой мотивации присутствует принужденность к действию. Это чувство может быть результатом внешних обстоятельств (на учебу послало начальство) или наоборот – внутренних (например, чувство вины).
Согласно выводам Шелдона, студенты с «автономной» мотивацией легче переживают культурный шок и у них более высокий уровень субъективного благополучия.
Как выглядят мотивы, которыми руководствуются студенты, что называется, из первых уст. Приведем выдержки из работ Шелдона. В ходе исследования респондентам предлагалось оценить, насколько им подходит ряд утверждений о том, почему они выбрали учебу в США. Автономной мотивации соответствовали следующие объяснения: «Потому что я хотел чувствовать гордость за себя». Контролируемую мотивацию характеризовали такие утверждения: «Честно, я не знаю, почему я выбрал учебу в США».
Как уже говорилось выше, на адаптацию существенно влияет и характер самого студента. Например, повышенная экстраверсия и низкий уровень нейротизма способствуют более легкому привыканию молодых людей к новой среде. А трудности с коммуникацией, неуверенное владение языком, наоборот, могут провоцировать последствия, связанные с культурным шоком. Также студенты старшего возраста легче адаптируются к новым условиям, чем их более молодые «коллеги», считает Шелдон.