Дополнительные занятия с детьми будут отвечать запросам времени. Фото агентства «Москва»
В Московском государственном техническом университете имени Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) открылось IV Всероссийское совещание работников дополнительного образования. В центре внимания почти девятисот человек из всех регионов РФ вопросы качества услуг в этой сфере, повышения мастерства педагогов, сетевое взаимодействие и персонифицированное финансирование. Напомним, что как раз накануне в СМИ прошло заявление министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о том, что дети из нуждающихся слоев населения вскоре смогут получить дополнительное образование за счет выделенных специально на эти цели государственных «ваучеров».
Как уже успели объявить на совещании, темой номер один станет обсуждение «стратегических ориентиров дополнительного образования и выстраивание совместной работы по приоритетам государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи нашей страны». И, собственно, ориентиры уже видны и по повестке дня, и по докладам, которые будут здесь зачитаны. И даже по профилю самого учебного заведения, которое выбрано для проведения столь масштабного мероприятия. Приведу названия только нескольких из докладов. Названия их говорят сами за себя: «Два слова о будущем. (Форсайт-лекция)», «Проектное управление: как научить детей правильно мыслить», «Кружковое движение НТИ», «WorldSkills» и др. Всего же для работников дополнительного образования пройдут три пленарных заседания, межведомственное совещание с участием руководства профильных министерств, 32 круглых стола с ведущими экспертами по всем актуальным вопросам дополнительного образования и мастер-классы. Помимо лекций и мастер-классов в рамках IV Всероссийского совещания будут экскурсии по современным и технологичным лабораториям МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Образно о наметившейся тенденции в сфере дополнительного образования уже сказал однажды Дмитрий Песков, руководитель подразделения «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ). Остается только повторить его слова здесь – РФ ждет новое племя «латентных инженеров». Кстати, по утверждению того же Дмитрия Пескова, только за последние три года количество кружков робототехники увеличилось аж в 10 раз.
Согласно официальным данным, озвученным министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в 2016 году составил 69%. Каждый третий из числа школьников посещает различные спортивные занятия, в том числе детско-юношеские спортивные школы. Сегодня при участии Минобрнауки России функционирует 25 площадок детских технопарков «Кванториум». К концу 2017 года планируется, что будет уже 40 детских технопарков.
Ну, и как наглядный пример, в дни совещания в Подмосковье начнет работу так называемый чемпионат корпораций «Профессионалы будущего» по методике JuniorSkills. Это новая инициатива предприятий в партнерстве с фондом «Вольное дело» предполагает следующий шаг в развитии программы JuniorSkills. Чемпионат корпораций – это состязания полипрофессиональных команд (корпораций) школьников 10–17 лет по выполнению производственных заказов реальных предприятий. «Фактически это новый формат работы предприятий реального сектора по формированию нового образовательного трека, профессионализации школьников и выстраиванию социальных лифтов, – рассказывают «НГ» авторы проекта, – и этот формат моделирует процесс реального производства, что позволяет юниорам отрабатывать не только монопрофессиональные, но и метапрофессиональные компетенции. Помогает им научиться работать в команде, знакомиться с эффективными принципами производственных систем и научает многим другим навыкам».
Одним словом, школьники 10–17 лет, согласно замыслу авторов, объединенные в корпорации, в течение трех дней будут работать над решением реальных производственных задач, заказчиками которых выступают самые настоящие предприятия реального сектора экономики. Дети сделают вендинговый аппарат для продажи сельскохозяйственной продукции (место размещения аппарата – аэропорты, супермаркеты). И создадут робототехнический комплекс по обследованию и ремонту инженерных сетей (труб). В выполнении каждого заказа будут состязаться по 6 команд юниоров. Подготовка детей осуществляется в рамках партнерства – предприятие–школа. В общей сложности на соревновании будет 9 компетенций: «Инженерный дизайн», «Мехатроника», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Электроника», «Интернет вещей», «Прототипирование», «Мобильная робототехника», «Нейротехнологии». В чемпионате планируют принять участие 144 юниора и 94 наставника из 19 регионов России, в том числе команды «ЭН+», «РУСАЛ», «ГАЗ», агрохолдинг «Кубань».
По итогам этого пилотного чемпионата предлагается проработать возможности использования такой модели в профессиональной подготовке и профориентации школьников через выполнение производственных заданий, актуальных для бизнесов.