Публичные выступления молодежи против коррупции отнюдь не гарантия от вовлечения ее в коррупционные схемы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Стратегическим подходом в борьбе с коррупцией должно стать антикоррупционное воспитание – таково предложение участников Всероссийской научно-практической конференции «Межведомственное взаимодействие при реализации мероприятий по противодействию коррупции в образовании», прошедшей в столице. Данные меры, рассказали участники конференции, вызваны тенденцией к углублению коррупционности чиновников в возрасте до 30 лет.
Как отметили участники конференции в итоговом документе, возрастающая коррупционность молодых начальников во многом связана с ранней криминализацией подросткового сознания и практическим включением учащихся вузов в коррупционные схемы. Этому способствует, по мнению большинства выступавших, незнание молодежью организационно-правовых основ воспитания, в том числе антикоррупционного. Поэтому правовая пропаганда, правовое просвещение, правовое воспитание подрастающего поколения – это, по их мнению, как раз то, что можно и нужно использовать для профилактики в молодежной среде.
Эксперты предложили всем подумать над обеспечением образовательного процесса, направленного на формирование устойчивого антикоррупционного правосознания. Возможно, для этого придется включить в программы вузов, техникумов и школ антикоррупционные спецкурсы. Кроме того, по мнению специалистов, в образовательный процесс должны быть внедрены практические рекомендации по противодействию коррупции применительно к разным сферам, таким как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и т.д.
В документе также предложено расширить перечень обязательной информации, размещаемой в подразделе «Противодействие коррупции» вузовских сайтов. Сделать ее более яркой, запоминающейся, например, за счет графических материалов. К этому можно будет привлекать самих студентов. А наиболее подготовленным из них предложить вести курсы профилактических антикоррупционных бесед и лекториев.
Предлагается также внесение ряда изменений и дополнений в действующие нормативные акты. Например, приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» дополнить указанием на профессиональную компетенцию: «Способность разрабатывать и реализовывать антикоррупционные образовательные программы».
В резолюции участники указали также на необходимость повышения эффективности предупредительно-профилактических антикоррупционных мер в сфере госзакупок. Минобрнауки, в частности, предложено разработать и направить в организации методические рекомендации по выявлению конфликтов интересов в образовательной организации (кто и по каким базам должен проверять контрагентов, возможную аффилированность участников закупок/ тендеров/ конкурсов, каковы основания для отказа контрагенту или члену комиссии от участия в процедуре торгов и т.д.).
Как отмечают эксперты из Высшей школы экономики: «Важнейшим аспектом противодействия коррупции являются обучающие программы в школах, вузах и других образовательных организациях. К сожалению, на данный момент количество и качество таких образовательных программ в российских вузах оставляют желать лучшего. Но нельзя не отметить положительную тенденцию – обилие программ дополнительного профессионального образования по указанной тематике».
Также эксперты отмечают, что на словах молодое поколение в большинстве своем готово бороться с коррупционными проявлениями. По данным, приведенным доктором юридических наук Нонной Волосовой, из опрошенных ею в 2016 году молодых людей от 15 до 25 лет, 165 респондентов отметили необходимость неустанной борьбы с коррупционными проявлениями (76,03%). А на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, программы противодействия коррупции могут рассматриваться и относится к наиболее эффективным?» – большинство ответили, что это антикоррупционное образование.
Остается напомнить, что страны борются с коррупцией по-разному. В Сингапуре, например, установили высокий уровень зарплаты для госслужащих, но при этом приняли жесткие меры. В Китае взяточников расстреливают. По итогам исследования международного антикоррупционного движения «Трансперенси Интернешнл», Швеция по индексу восприятия коррупции (ИВК) входит в число лидеров. Но после скандалов на международной арене, как отмечают эксперты, обозначилась новая тенденция – шведский бизнес играет по-честному внутри страны, но может забывать об этических нормах, работая в странах с высоким уровнем коррупции.
Коррупция страшна своей заразительностью. И, как свидетельствует мировой опыт, ее невозможно минимизировать лишь силовыми или законодательными методами. Именно поэтому большую роль в разных странах играет антикоррупционное образование. Причем с малых лет.
комментарии(0)