Ярослав Кузьминов (справа), как и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин уверен, что в первую очередь государству надо делать инвестиции в образование. Фото с сайта www.hse.ru
Как говорит официальная статистика, четверть трудоспособного населения либо реально не работает, либо вносит слишком низкую добавленную стоимость. Подобная картина наблюдается во многих странах Европы и мира, но развитые страны снизили эту долю до 10 и даже до 7% (Финляндия). Как исправить эту ситуацию в России за счет образования? Эксперты обращают наше внимание на одну важную деталь.
Существенно тормозит общество в исправлении этой ситуации, отмечают эксперты, «выученная беспомощность» (learned helplessness), или «приобретенная (заученная) беспомощность». Этот термин появился в обиходе американских психологов в середине 70-х. Он характеризует состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется такое состояние, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность.
В 1964 году ученый Мартин Селигман провел ряд экспериментов над собаками в лаборатории Пенсильванского университета. Эксперименты ставились по схеме русского ученого Павлова. Американские психологи были уверены, что у собак выработается условный рефлекс страха на звук высокого тона. Во время опыта подавался несильный, но чувствительный удар электрического тока. И собаки, сидя в клетках, испытывали его на себе после того, как слышали резкий звук. После нескольких стимуляций клетки у собак открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что собаки немедленно убегут, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако вопреки ожиданиям собаки никуда не убегали. Они ложились на пол и скулили. При этом клетки были открыты и свободу животных ничто не ограничивало. Ученым стало понятно, что собаки ожидают удара током, но при этом никуда не хотят бежать. Они привыкли к неизбежности.
У людей этот синдром «выученной беспомощности» сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью и даже ускорением наступления смерти.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что ситуация «выученной беспомощности» возникает из-за некомпетентности родительского сообщества. Об этом он рассказывал не так давно в рамках дискуссии об образовании на Гайдаровском форуме-2018 в РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Российской Федерации). По мнению ректора, синдром «неуспешности» формируется у ребенка в возрасте до трех лет. Поэтому во многих странах существует психолого-педагогический патронат, который сопровождает всех детей до трех лет и 20–30% детей с выявленными проблемами вплоть до школы. Что это может стоить для России в экономическом выражении – уже посчитано. Сумма примерно в 100–200 млрд руб. в год.
У такого подхода есть свои критики. Вкладываться в дошкольное образование, конечно, нужно, говорят они, и многие страны уже начали это делать. Однако... люди все равно отличаются и будут отличаться от своих сверстников своими врожденными данными, усидчивостью, способностью воспринимать знания и т.д. Так что не все здесь так однозначно.
Изменить ситуацию можно скорее за счет онлайн-образования. Новые технологии позволят лучше развивать самые разнообразные таланты детей. Сегодня дети с особым талантом – это 5%, напоминает нам мониторинг образования. Если в России сумеют построить такую систему, которая увеличит долю детей с особым выявленным талантом до 15%, то это будет колоссальным ростом, согласен с этим утверждением Ярослав Кузьминов. Расширение человеческого капитала возможно также за счет радикального совершенствования коррекционного обучения – IT дает шанс каждому человеку независимо от физических возможностей получать образование в том же объеме, что и его обычным сверстникам.
Если «выученная беспомощность» столь критически сказывается на экономическом благополучии страны, то в таком случае встает вопрос: как расшевелить взрослое население и подсказать ему, что вопросы карьеры и будущего успеха решаемы и в 30 лет, и в 60, и даже в 70? Как перенастроить общество на то, что менять свою жизнь можно и даже нужно?
комментарии(1)
0
Владимир Савостин 01:19 08.02.2018
А что этим вопросом не задавались с момента появления бедных и богатых, хозяев и рабов?