За современной детской литературой пристально следят родители и общественники. Фото агентства «Москва» |
Независимая ассоциация словесников предложила учителям литературы изучать со школьниками произведения современных детских писателей. Современная литература может включаться в программу по усмотрению конкретного учителя в рамках соответствующих разделов, но с учетом соблюдения российского законодательства, заявили представители ассоциации.
От имени ассоциации заявление сделал Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы, член Общественной палаты (ОП) РФ. Он известен уже несколькими громкими инициативами. Например, Дощинский предложил создать лингвистическую полицию для борьбы с иностранными словами. Он же сделал резкое заявление об олимпиадах по русскому языку, подчеркнув, что задания ее оставляют желать лучшего. Соревнование, по мнению Дощинского, «монополизировано и даже «коррумпировано, антиисторично, и вообще пора филологам сказать о нем свое веское, значимое слово».
Учитель Сергей Волков, до недавнего времени входивший в состав прежней ОП, с мнением коллеги о коррумпированности не согласился, заявив, что все задания олимпиады открыты. И даже изложил свою позицию в блоге в соцсетях следующим образом: «Если таковые факты ему (Дощинскому) неизвестны, то, значит, он распространяет слухи, которые порочат деловую репутацию организаторов олимпиады».
Но вернемся к новому заявлению, озвученному Дощинским. Ассоциация рекомендует учителям обсудить со своими учениками книги Ирины Краевой «Баба Яга пишет», Марии Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках», Станислава Востокова «Фрося Коровина».
«Каким бы ни было в итоге решение вышестоящих органов, в предложении Ассоциации словесников есть большой смысл, – прокомментировала для «НГ» заявление Дощинского психолог Ирина Агличева. – Наличие в произведении знакомых из житейской практики явлений и действий оказывается зачастую для подростков очень значимым, порой – мерилом художественной ценности произведения. А если учителя еще и обсудят эти моменты на уроке, будет вообще хорошо».
Вот с «обсуждением» как раз и проблемы. Сергей Волков рассказывает в своем блоге случай, как он «подкинул» студентам тезис: «На литературе нужно учить читать, понимать прочитанное, думать, высказываться, а материал для этого может быть любой». Студенты не согласились, что литература может быть «любой». И объяснили – почему. Все дело, по их мнению, в нехватке учителей, способных «научить школьников думать». Примерно так же считают и эксперты. Сами члены Ассоциации словесников подчеркивают, что литература в школе держится на «учителях-фанатиках». Что учителем литературы быть трудно, потому что у школьников пропал интерес к предмету, потребность в нем. А так как в сознании детей сегодня прочно укрепилось, что любая информация временная, ее легко найти в Интернете, то и давать уроки так, как учителя это делали раньше, уже не получится. Работать же в новых форматах могут не все.
Кстати, интересный пример. Сегодня в столице всячески поддерживают обучение возрастных обучающихся. Многие известные лекторы участвует в проекте «Новая школа», читая курс школьной литературы взрослым людям. Они отмечают, что прочтение классики заставляет взрослых под новым углом взглянуть на события, происходящие сегодня. Классика вечна.
А если претензии учителей к современной литературе и есть, то в основном они сводятся к тому, что авторы чаще пишут о «несовершенстве нашей жизни». А подросткам надо обязательно показывать «свет в конце тоннеля».
Здесь уместно вспомнить о недавнем скандале. Детский омбудсмен Анна Кузнецова пришла на конференцию в Государственную детскую библиотеку и представила там составленный ею список «неприличной детской литературы из 16 произведений», о которых «стыдно говорить». В СМИ в основном цитировали стихотворение Игоря Иртеньева про глаз, упавший в унитаз, сказку Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь» (победившую в 2013 году на конкурсе подростковой литературы) и сказку для малышей Савелия Низовского «Как царь ушел в девочки».
Писатели и литературоведы отреагировали на представленный Анной Кузнецовой список открытым письмом. «Данная подборка «около года гуляет по низкопробным развлекательным сайтам и пабликам соцсетей», – сообщили авторы коллективного письма. Литературоведов также удивило появление в списке Кузнецовой произведений Бориса Шварца и Сергея Михалкова.
«В своем выступлении вы подошли к детской литературе по-взрослому прямолинейно. Вы отказали детской книге в праве на игру, на шутку, на множественность невинных смыслов – но добавили смыслов, детству не свойственных, маргинальных, – отыскав подтексты из мира наркозависимых, из криминального мира, сводя сказку к грубой шутке», – написали литературоведы.
Так что не исключено, что и произведения, предложенные ассоциацией к изучению в школе, могут вызвать неоднозначную реакцию родителей. А прицепиться там при желании есть к чему.
комментарии(0)