1
6590
Газета Образование Интернет-версия

22.02.2018 00:01:00

Целевой набор себя не оправдывает

Студенты, не закончившие курс обучения по контракту, возместят расходы предприятия из своего кармана

Тэги: законопроект, образование, вузы, целевое обучение, мониторинг, трудоустройство


законопроект, образование, вузы, целевое обучение, мониторинг, трудоустройство Абитуриенты «по контракту» составляют не более 20% от бюджетного приема в вузы, но все равно раздражают конкурентов. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

В стенах ОП РФ прошло «нулевое чтение» законопроекта № 352780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения». Тема назрела, потому что, по оценкам экспертов, половина студентов, принятых по соответствующей форме, не заканчивают вуз.

Эксперты также сообщили о результатах мониторинга текущей ситуации: более чем 50% договоров на целевое обучение формально вообще не содержали обязательств трудоустройства и не были даже оговорены. Более чем в 40% отсутствуют меры социальной поддержки. И по оценке директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Александра Соболева, «студенты-целевики в 50% случаев не попадают на те предприятия, от которых проходили обучение». Но проблема не только в этом. Анализ ситуации на местах показал, что на целевые места часто проходят абитуриенты с невысокими баллами. И несмотря на оказываемую им в дальнейшем помощь, просто не тянут обучение. Еще некоторый отток специалистов (например, на медицинских направлениях) происходит на стадии послевузовского обучения, когда у врачей наступает взрослая жизнь и появляются семьи, которые нужно кормить, а значит, совмещать учебу (не всегда бесплатную) с работой.

Целевые места для абитуриентов существовали (и существуют) во всех бюджетных вузах и на самых разных направлениях обучения. Государство часто нуждается в каких-то профессионалах на местах, подготовку которых легче осуществить в условиях целевого набора. Особенно власть беспокоит нехватка учителей и врачей в регионах. Поэтому и случается, что, например, в медицинских вузах при общей норме целевых мест 10% от бюджетного набора доля целевиков доходит иной раз до 50%. Но даже при этом хотеть – это одно, а получить специалиста не всегда получается.

Поэтому цель разработанного Минобрнауки России законопроекта – совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Как отмечают эксперты, законопроект имеет сложную структуру и предусматривает «разработку более 10 подзаконных нормативных актов». Согласно прогнозам авторов проекта, принятие закона приведет к тому, что целевой прием уменьшится и станет более эффективным. Но горевать не надо, потому что за последние два года Минобрнауки России предложило ряд схем, которые позволяют без целевого приема обеспечить целевое обучение. 

Но сначала рассмотрим, как предлагается отрегулировать ситуацию с набором.

«В число условий договора о целевом обучении сегодня предлагается включить обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Также предлагается ввести новую норму об установлении срока трудовой деятельности в организации, определенной договором, но не менее трех лет, и срока трудоустройства в эту организацию», – заявил председатель комиссии ОП РФ по развитию образования Михаил Погосян. Кроме того, новым законопроектом предусматривается за неисполнение обязательств договора возмещение студентом заказчику расходов целевого обучения. И на заказчика также возлагаются штрафные санкции за нетрудоустройство вчерашнего студента. 

Ну и теперь – можно ли исправить ситуацию без целевого набора. Помочь в этом может профориентационный экзамен, который студент сдает после двух-трех лет обучения в вузе. Если работодатели оценят высоко рвение студента, они заключают с ним договор о целевом обучении. 

Или другой пример. Начиная с третьего курса бакалавриата и второго курса магистратуры студенты предприятий и вузов, подведомственных Минобрнауки России, заключают официальный договор, в соответствии с которым они учатся по особым программам, ориентированным непосредственно на работу в штате конкретных предприятий. В этих случаях особую роль, конечно, играют дополнительные стимулы для студентов в виде ипотеки и иных заманчивых предложений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


igor smirnov 15:09 23.02.2018

Все сводится к обязательствам выпускника. А что такое "трудоустроить" со стороны работодателя - просто дать работу? Но какую, за какие деньги, как обеспечить жильем, какие его права-на этом проект может взорваться.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
736
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
1656
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
1911
Технология XXI века: эксперты обсудили принципы обучения робототехнике

Технология XXI века: эксперты обсудили принципы обучения робототехнике

Владимир Полканов

0
1157

Другие новости