Со школьников спросят за освоенные 235 литературных произведений за пять лет. Фото PhotoXPress.ru
В среду состоялось отложенное заседание Совета по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) при Министерстве образования и науки РФ. Собрание должно было состояться еще в понедельник, но было перенесено по просьбе членов совета. И вот пришло сообщение, что общественники выразили согласие с позицией министерства. Новые ФГОСы приняты.
На вчерашнем заседании был принят ФГОС по начальной общеобразовательной школе. До 28 марта продлятся косультации по ФГОСам для средней школы.
Напомним, что накануне Гильдия словесников разместила открытое письмо на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. По мнению авторов письма, новые ФГОСы грубо нарушают права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6-го класса. Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений (235 за пять лет обучения). «Это исключает возможность полноценного их освоения, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке, – отмечали авторы письма. – Произведения жестко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса».
Накануне вчерашнего заседания Совета по ФГОСам в беседе с обозревателем «НГ» Ольга Васильева прокомментировала претензии Гильдии словесников.
«То число книг, которое привел господин Волков (текст письма разместил на своей страничке в Facebook учитель русского языка и литературы Сергей Волков. – «НГ») в своем открытом письме, предполагает большое количество лирических произведений, то есть стихотворений, – подчеркнула Ольга Васильева. – Вспомните, что читали вы, что читала я, что читают сейчас, – и тогда станет понятно, откуда взялась такая цифра. Там говорится не о сонме романов, а о большом количестве лирических произведений, против которого ни вы, ни я возражать не будем. Стихи – это замечательная вещь, они развивают память, душу, интеллект, вкус и далее по списку».
Следующий важный момент, который отметила министр в беседе с «НГ»: в процессе доработки действующих стандартов, включая литературу, не менялась общая концепция стандарта. Сохранена структура, совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ. А все изменения были нацелены на сохранение единого образовательного пространства.
«И, наконец, самое важное: новая редакция ФГОСа разработана в связи с поручением президента Российской Федерации, – заявила «НГ» Ольга Васильева. – Я процитирую его: «В целях обеспечения единого образовательного пространства на территории РФ определить в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего, высшего образования базовое содержание и обязательное участие основных образовательных программ, в том числе по отдельным предметам». В редакции ФГОСа, о которой мы говорим, детализованы предметные результаты отдельно для начальной школы и основной школы: по каждому предмету разработано 15–20 конкретных требований к освоению предмета».
Ольга Васильева сравнила стандарты: в прежней редакции было 5–6 предметных результатов в предельно обобщенной форме, не конкретные. И показала разницу на примере предмета «История».
В прежних стандартах результатом изучения курса истории должно было стать «развитие умений искать, сопоставлять, анализировать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, прошлых и настоящих. Способность определять и аргументировать свое отношение к ним».
В новых стандартах результат развернут и конкретизирован: «Сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника...» И еще три подробных пункта.
«Кроме того, – продолжает Ольга Васильева, – в новых ФГОСах дополнены предложения по всем учебным предметам. Для каждого года обучения приведены предметные результаты обучения, обязательные элементы предметного содержания, что полностью отсутствовало в прежней редакции. Почему это важно? Я думаю, любому родителю будет интересно знать, каково содержание предмета и что изучает его ребенок в школе».
После этого она вернулась к спорам вокруг списка обязательной литературы. «Что касается «качества» списка, – заявила она, – то здесь нормативно закреплен перечень произведений, который воспринимается обществом как культурная норма… И самое важное, что, наверное, снимет большинство вопросов: мы сохраняем за учителем литературы право на собственное решение при реализации учебной программы. Что касается ажиотажа вокруг темы ФГОСа, я увязываю это с проблемой издания учебников. Проблема здесь, как мне видится, в войне, которую развязали между собой отдельные издательства».
комментарии(0)