Оппоненты новых стандартов считают, что школьная программа перегружена произведениями, сложными и объемными. Фото с сайта www.kpfu.ru
Продолжается история с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС). В ответ на демарш учителей литературы (Гильдия словесников), восставших против новых ФГОС по своему предмету, педагоги средней и высшей школы начали сбор подписей в поддержку документа. Собрано уже более 13 тыс. подписей.
Напомним, ранее министерство заявляло, что ФГОС был согласован со всеми заинтересованными ведомствами, организациями и структурными подразделениями, а также частично получил одобрение совета Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам. И до 28 апреля, когда он, доработанный, вернется на рассмотрение совета, осталось совсем немного времени.
Так что с ним происходит сегодня? Педагоги средней и высшей школы начали сбор подписей в поддержку новых стандартов по литературе, предложенных министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. В Сети они разместили петицию, в которой призывают поддержать инициативу министра «по воссозданию некогда единого образовательного пространства с высоким качеством содержания учебных школьных программ в России».
«Мы, педагоги средней и высшей школы, категорически не согласны с распространяемым сегодня письмом ряда учителей-словесников, протестующих против введения Министерством образования новых стандартов по литературе, предложенных министром Васильевой. На наш взгляд, введение этих стандартов – как нельзя более своевременно», – подчеркивается в петиции. По предложению главы Минобрнауки, пишут они, российские школьники в обязательном порядке должны знакомиться не со 130 произведениями классической русской литературы, а с 250.
Авторы петиции подчеркивают, что разговоры о перегрузке детей несостоятельны. «Страдают ученики не столько от объема знаний, сколько от нарушения дидактических и методических принципов образования, чем грешат современные ФГОСы, непрерывно сменяющие друг друга», – заявляют учителя. Во-вторых, считают они, влияние именно серьезной классической литературы благотворно сказывается не только на формировании общей культуры подрастающего поколения и на его гражданском и нравственном воспитании, но и на развитии мышления, речи, памяти и т.д. И ничем не заменимо.
В третьих, уверяют авторы письма, поливариативность образовательных программ должна покоиться на незыблемом фундаменте. Иначе вместо нее получается хаос и бессистемность. Для литературы как учебной дисциплины таким фундаментом служат именно произведения классиков. И отмечают, что классика не может «устареть», она вне времени.
Напомним также кратко позицию оппонентов этого письма. По мнению членов Гильдии словесников, выступивших против принятия новых ФГОС, рассматриваемый сегодня документ (в части, касающейся преподавания литературы) составлен непрофессионально. Программа перегружена произведениями, «зачастую объемными и сложными». Словесники уверены, что проект аннулирует существующие линейки учебников литературы – дети будут обязаны изучать только то, что предусматривает программа для конкретного класса. «В итоге учителя, планируя занятия, не смогут учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников», – считают они.
Предложенный в проекте документа список произведений, по их оценке, также не учитывает интересов ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе и не отвечает вызовам времени. Кроме того, единообразие рабочих программ по всей стране, которое прописано в проекте, противоречит п. 7 ст. 12 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Гильдия словесников выступает против жесткого распределения произведений по годам обучения и невариативного, неструктурированного списка. И предлагает продолжить работать по «Примерной основной образовательной программе».
Позиция министерства именно по этой части требований такова: «Наполнение ФГОС конкретным содержанием позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, а также гарантии качества образования».
Вот такие ножницы. С одной стороны, декламируемое «единое образовательное пространство», с другой – «учительские свободы». И та и другая сторона ждут, что их ожидания будут учтены в принимаемых стандартах.
комментарии(0)