Урок в музее – это реалии сегодняшнего дня столицы. Фото агентства «Москва»
Классно-урочная система, разработанная Яном Коменским еще в XVII столетии, скоро уйдет. Тихо и незаметно. Это дали понять московские учителя. «Прощай, классно-урочная система! Прощай, Ян Амос Коменский!» – заявил директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов в видеоролике об основных принципах стратегии московского образования до 2025 года. Рассказ адресован школьникам, толковый и очень убедительный.
Так что же ждет школу в свете реформаторских идей? Как объясняет Илья Новокрещенов, стратегия для своего воплощения предусматривает четыре основных механизма. Первый – ПОТОК (персонифицированная образовательная траектория обучения в открытых коллективах переменного состава) – означает, что ученик теперь сам может строить траекторию обучения. И выбирать себе предметы, учителей, уровень обучения (базовый, профильный, углубленный и т.д.), скорость обучения (допустим, за год пройти программу всей старшей школы). Участие в проектной совместной социальной деятельности может проходить в будущем вместе с людьми, разделяющими точку зрения ученика. И вовсе не обязательно только с теми, кто учится с ним в одном коллективе.
Второй механизм – «Рост» – означает, что школа потеряет монополию на оценку ученика. Начнут учитывать его результаты и в других видах занятости (допустим, в спорте, искусстве и т.д.). Это означает, что в будущем исчезнет и государственная итоговая аттестация (ГИА). Каждый ученик будет иметь свою «цифровую» биографию, которая сохранит все его достижения за все годы учебы.
Третий механизм – «Урбошкола» – предполагает, что школа станет исключительно местом регистрации ученика. Этакой «точкой входа». А занятия будут идти в любых организациях, которые могут обеспечить качественный учебный процесс (музей, спортивное учреждение, библиотека, театр).
Следующий механизм – это «Новый учитель». В условиях появления живого интеллекта меняется функция учителя и, встает вопрос, кто он – ментор, лектор или просто старший помощник ученика? Вот так популярно о будущем школы рассказал всем столичный видеоролик.
Понятно, что футуристические прогнозы порой звучат уж очень нереалистично. Тогда отправимся в одну из школ и проверим, так ли уж прозаично в ней все сегодня. Возьмем самую современную, отстроенную недавно в одном из столичных спальных районов. Это школа-гигант, больше напоминающая аэродром, состоит из пяти зданий. Двери в классах здесь прозрачные, благодаря чему сразу видно, чем заняты ученики и учитель. В классах по 30 человек, но это никого не смущает. Дело в том, что здесь уже до 50% уроков в начальной школе и до 30% в основной происходят в так называемом перевернутом классе. А большое количество детей при таком подходе даже удобно. Дети ведь все равно делятся на малые группы, где попутно сами обучают друг друга. Методика «перевернутого класса» способствует развитию самостоятельности детей, рассказывает школьная администрация.
Класс в данном случае разбит на «зоны», дети не сидят в затылок друг другу и не находятся все время на одном месте. Они могут встать, поменяться заданиями с соседом, могут общаться с учителем, друг с другом. В классе может стоять продуктивный гул: все равно каждый здесь занят своим заданием. Задача только в одном – большом смысле действия, найти который педагогам помогают не только собственная подготовка и интуиция, но и такой ресурс, как Московская электронная школа (МЭШ). Лучшие уроки выкладываются здесь, а учителя просматривают коллег, заимствуя у них то, что для них интересно. Чем осмысленнее деятельность учеников, тем выше мотивация и общий результат урока, рассказывают мне. И эта модель более похожа на жизненную модель, считают учителя. Придя после выпуска куда-то работать, молодежь увидит нечто похожее. Классический школьный урок устроен наоборот. Учитель примерно 15–20 минут объясняет материал, потом немного практики, и на дом большое практическое задание. Ребенок приходит домой, и, если не знает, как сделать, спросить уже не у кого. При «перевернутом классе», объясняют мне, ребенок самостоятельно изучает новый материал, а на уроке занимается практикой. Все вопросы решаются в школе. Если же ребенок не может участвовать в практической части урока, значит, он либо не изучил тему, либо не понял. У учителя есть возможность это скорректировать или относиться к теме как к неизученной.
Cовременные федеральные госстандарты предусматривают наряду с предметными областями и метапредметные вещи, такие как самостоятельность, выбор, умение проявить инициативу, умение коммуницировать.
Рядом со школой-новостройкой других социальных объектов нет, поэтому после уроков здесь идет обширная программа дополнительного образования: танцы, вокал, различные единоборства, спортивные секции, театр, школьная газета и т.д. И ученики живут в школе до самого вечера...
А теперь зададим себе вопрос: так ли уж далеко от нас это будущее, когда традиционный урок исчезнет из школы совсем?
комментарии(0)