Татьяна Голикова представила новых министров: Ольгу Васильеву и Михаила Котюкова. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
На днях зампредседателя правительства РФ Татьяна Голикова представила коллективам преобразованного Минобрнауки России и упраздненного Федерального агентства научных организаций (ФАНО) руководителей двух новых ведомств: главу Министерства просвещения РФ Ольгу Васильеву и главу Министерства науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова. От вновь избранных, как заявила зампредседателя правительства, она ждет конкретные предложения по приоритетным проектам: «в деньгах, в сроках и в показателях». Общество же пока до сих пор «переваривает» поменявшееся название образовательного органа.
Татьяна Голикова рассказала биографии министров и обозначила стратегические задачи, стоящие перед новыми ведомствами, среди которых реализация 12 приоритетных национальных проектов в сфере образования и науки. «Есть собственные национальные приоритеты в сфере образования и в сфере науки, но еще есть сопряженные и главные для всех нас и для страны приоритеты – это демография и цифровизация всех сфер, включая образование и науку. Это большие глобальные задачи, которые нацелены на улучшение жизни и благополучия наших граждан, на изменение в положительную сторону всех социально-экономических показателей уровня жизни, качества образования, научных исследований и так далее», – обозначила она задачи на ближайшее будущее.
По словам нового куратора отрасли, уже на следующий совет при президенте в октябре этого года должны быть сформулированы конкретные предложения по приоритетным проектам. И любопытный факт: Татьяна Голикова даже в своей вступительной речи подчеркнула значимость при выполнении поручений президента «дружественной среды» и единой команды в подведомственном ей социально-экономическом блоке. Это напомнило профессиональному сообществу о том, что прежний куратор блока Ольга Голодец и министр Ольга Васильева не всегда имели сходную точку зрения на будущие и настоящие процессы в образовании. И общество не раз имело возможность наблюдать легкие пикировки влиятельных чиновниц.
И, видимо, памятуя об истории с принятием федеральных государственных стандартов и неприятном демарше отдельной части словесников, Татьяна Голикова обратила особое внимание на то, что инициативы министерств должны широко обсуждаться с обществом.
Не забыла она и о коллективе ФАНО и других организаций, которые остались, пусть и на время, «без крыши над головой». «Не может быть перебоев финансирования, не может быть проблем, связанных с выплатой заработной платы, обеспечением деятельности их структур», – потребовала она от подчиненных.
Министр просвещения Ольга Васильева отметила, что хорошо понимает историческую подоплеку структуры созданного ведомства. «Историзм, который фактически преемствуется, очень важен», – напомнила она. Понимая также, что Михаилу Котюкову, пришедшему на пост министра науки и высшего образования, придется нелегко, экс-министр образования и науки сразу же заверила коллегу в своей лояльности. «Мы будем помогать изо всех сил, чтобы мы прошли этот путь. Мы предполагаем, что это будет не один месяц, но сделаем это как можно четче, быстрее, чтобы, самое главное, работа новых ведомств никак не буксовала», – сказала Ольга Васильева. Михаил Котюков тоже не остался в долгу и также в своей речи сделал акцент на «предстоящее конструктивное сотрудничество двух ведомств».
Эта, что называется, парадная часть нового разделения. Другая, непарадная, представляет пока сплошные сумерки. Неизвестность, рождающую страхи. Большая часть которых связана с изменившимся названием – ведь вместо «образования» мы получили «просвещение». А это, простите, уже совсем другая история, реагирует общество в пространстве Интернета.
«Министерство просвещения – очень редкий случай, вряд ли такое можно найти в какой-то из современных развитых стран, – размышляет в комментарии для «НГ» ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко. – Ministry of enlightenment – так может называться какой-то клуб йоги или что-то около того, ну уж никак не орган власти. В Германии в 30-е годы также существовало Министерство просвещения и пропаганды, но это точно не тот пример, на который стоило бы равняться».
Как видим, и профсообщество в недоумении, почему именно сейчас мы получили такое странное образование. «Думаю, что возобладала позиция о необходимости какой-то властной структуры, которая будет блюсти вопросы духовности, культурной идентичности, нравственности и т.п., – считает Игорь Реморенко. – Причем предполагается, что это в первую очередь должно происходить в отношении общего (школьного прежде всего) образования. А вот в высшем образовании можно уже заниматься инновациями, экспериментировать, реализовывать глобальные проекты, выходящие за пределы чисто национальных интересов. Если это и в самом деле так, то это ошибочная позиция. Исследования показывают, что навыки произвольного осмысленного действия, творческие задатки начинают формироваться с детского сада, первых лет обучения в школе. И если они не сформированы в этом возрасте, в вузе с этой задачей не справиться».
Заметим, что «архаичное» название связано с цифровизацией и технологизацией школы». Кроме того, в майских указах президента РФ Владимира Путина обозначена весьма амбициозная задача. Согласно этому документу, российские образовательные учреждения должны войти в десятку лучших мировых систем общего образования. Ольга Васильева готова вывести наши школы в передовые. «Я думаю, что это очень амбициозная задача, но она вполне достижима», – заявляет она.
И глава Минпросвещения РФ (думается, теперь это будет называться кратко именно так) отдает себе отчет, что мимо «цифровизации» пройти будет невозможно. Она уже, собственно, обрисовала контуры будущих приоритетов. Отныне в очень тесном соседстве будут: цифра, воспитание (духовные скрепы) и школы-топы. В общественных сетях уже стоит шум: «Это же лебедь, рак и щука». Что ж, посмотрим, как все будет идти дальше.
комментарии(0)