Фото агентства городских новостей "Москва"
В последние годы в школах активно внедряют новые образовательные методики. Их главная цель – не просто научить детей решать примеры и читать классическую литературу, а воспитать самостоятельных, умеющих делать выбор и расставлять приоритеты будущих профессионалов и граждан. О том, с какими сложностями приходится сталкиваться при переходе на новые методики, как на них реагируют учителя и родители и почему у детей они пользуются успехом, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказал директор столичной школы № 1788 Александр ЕЗДОВ.
– Александр Анатольевич, в школе, которой вы руководите, учится около 5000 человек. Удается ли при таких масштабах уделять внимание каждому ученику?
– Существует заблуждение, что найти индивидуальный подход к ученикам в больших классах невозможно. Что происходит при классическом индивидуальном обучении? Ребенок находится под постоянным контролем учителя, которому полностью принадлежит инициатива. В этом случае самостоятельность в ученике не развивается, ее невозможно проявить, даже если учитель демократичный.
Беспрекословная исполнительность – не самая лучшая черта, которую нужно развивать в ребенке сегодня. Тем более федеральные стандарты образования содержат требования о формировании в учениках самостоятельности, инициативности, коммуникативных навыков и так далее. Всего этого можно добиться и в больших классах. Нам только необходимо использовать новые методики и делать образовательный процесс по-настоящему интересным. Чем интересней и осмысленней уроки, тем больше мотивированы дети. Чем выше их мотивация, тем больших академических успехов они добиваются.
– Какие методики используются в современных школах?
– В российских школах все чаще используют смешанную систему обучения. Внутри этой педагогической модели, например, есть метод ротации станций. По нему класс делится на несколько групп, которые в течение урока чередуют разные занятия: разговор с учителем и работу над мини-проектом, теорию и практику. Работая в группах, дети не только осваивают материал, но и учатся объяснять его друг другу, распределять между собой задачи. Это позволяет научить детей самоорганизации, а не просто дисциплинировать.
Также существует методика «перевернутого класса», когда, вместо того чтобы пассивно слушать объяснение нового материала на обычном уроке, ученики самостоятельно изучают его дома, а в школе занимаются практикой, решают возникшие вопросы, действительно включаются в учебный процесс.
– Но традиционные уроки все равно остаются?
– Конечно. Во-первых, потому что так решают учителя. Я могу доказывать эффективность смешанной системы, приглашать экспертов, интересно рассказывающих о новейших подходах и программах, но я не насаждаю свое видение и полностью доверяю опыту педагогического состава. Во-вторых, смешанные уроки сложнее подготовить. На то, чтобы разбить класс на группы, раздать задания, рассказать, где брать источники, уходит гораздо больше времени.
Кстати, подготовку учителей к смешанным урокам можно и упростить. С этой целью мы формируем базу сценариев подобных уроков, а также делимся своим опытом с другими, загружая свои наработки на портал Московской электронной школы. Наши учителя тоже используют материалы МЭШ. Им необязательно постоянно что-то придумывать и выдвигать новые идеи. Нет ничего предосудительного в использовании опробованных на практике сценариев уроков с хорошо подобранными аргументами, иллюстрациями.
– Каким должен быть педагогический коллектив в школе – молодым, опытным, смешанным?
– В нем должен быть баланс между более и менее опытными педагогами. Взаимодействие людей с разным опытом и взглядами на работу, если, конечно, они все свои силы и умения фокусируют на обучении детей, позволяет добиться больших успехов. Преподаватели должны полностью погружаться в школьную жизнь и не только учить, но и вывозить классы на экскурсии, участвовать в школьных мероприятиях, заниматься с учениками после уроков.
И еще я заметил важную тенденцию: люди, которые, получив педагогическое образование, уходили работать в другие сферы, сейчас возвращаются в педагогику. Это впечатляет. Это происходит прежде всего потому, что зарплата учителя в Москве стала привлекательной и ее дальнейший рост недавно, как вы знаете, анонсировал мэр.
– Все ли учителя соглашаются с принципами работы вашей школы?
– Нет, иногда они даже уходят, будучи несогласными с той педагогической задачей, которую им ставят. Модель, в которой учитель не является авторитарным лидером, все еще непривычна для многих. Почему-то считается нормальным именно заставлять детей учиться. Я не разделяю мнения, что увлечь детей учебой можно только благодаря железной дисциплине. Нужно двигаться в сторону развития в детях самостоятельности, нужно учить их без посторонней помощи искать ответы на вопросы.
– А что думают родители о ваших нововведениях?
– Когда мы начинали внедрять смешанное обучение, родители недоумевали, почему в классах парты стоят не рядами, а островками, мол, не всем будет удобно смотреть на доску, у детей будет искривление позвоночника и тому подобное. Еще больше они удивились, когда мы сказали, что доска на уроках используется не всегда. В итоге мы провели учебный день для родителей, в котором они были в роли учеников. После этого большая часть вопросов была снята.
Заручившись поддержкой родителей, мы выделили в расписании 5-х классов один день для проектов. В такой день ученик может сделать 2–3 проекта, потратив около двух часов на проработку каждого из них. При этом одновременно задействованными оказываются знания из разных предметов. И самое важное – дети самостоятельно делают выбор и определяют, чем они хотят заниматься и какие темы прорабатывать.
Мы бы не вводили проектные дни, если бы не были уверены, что детям будет интересно. Ни один ученик не сидит без дела: одни пишут, другие чертят, третьи что-то живо обсуждают. На уроках, где дети сидят друг за другом и слушают строгого учителя, о такой вовлеченности остается только мечтать.
комментарии(0)