Есть школы престижные, куда желают попасть все. И есть заведения не хуже, но о них никто не знает. Фото Ивана Второва
Спросите любого родителя учеников первого–девятого классов, что его беспокоит в первую очередь, и он вам ответит: выбор школы. Родители уверены, что от этого зависит многое, если не все. Поэтому вопрос, как не совершить ошибку, выбирая, волнует многих. Какую предпочесть? С профилем? Без? Для богатых? Для умных? Какую? А если – резильентную?
Что это за школа – помогает разобраться аналитической доклад сотрудников Высшей школы экономики «Билет на ковчег, или В каких школах учатся резильентные ученики» (Марины Пинской, Натальи Козиной). Резильентными (свое происхождение термин берет от англ. слова resilient – «живучий, устойчивый, несгибаемый») называют те школы, которые могут хорошо работать даже в сложных условиях. Что подразумевается под сложными условиями? Например, недостаток финансирования, который существенно осложняет жизнь многим школам. Или пестрая картинка ученического коллектива, где треть – это дети из семей мигрантов, плохо знающие русский язык и отвлекающие тем самым внимание учителя на себя. В общем, при всех сложностях эти школы умудряются выпускать в жизнь детей с хорошими знаниями. Выпускники таких школ успешно сдают ЕГЭ, а это означает, что они могут воспользоваться социальным лифтом и достичь значительно большего, чем их родители. Их баллы, например, незначительно отличаются от результатов ЕГЭ учеников из школ с «очень хорошей репутацией». Сразу оговоримся, их немного. Например, в выборке из 1270 школ, которые исследовали аналитики ВШЭ, их оказалось 38, то есть всего 3%.
Опросы, которые провели социологи, опровергли популярные представления о хороших школах, к которым мы привыкли. Ну как же! Эти школы отстают и по размеру «инвестиций» в школы, и по зарплатам учителей. В них не собрали одаренных детей, предрасположенных к академическим успехам. Там учатся обычные дети, живущие «в шаговой доступности». Они даже не отбирают учеников и переводят в 10-й класс почти всех желающих. И при этом имеют высокие результаты. Почему?
Как считают аналитики, источник резильентности нужно искать внутри самих этих школ. Данные школы обязательно поддерживают в детях мотивацию и дают четкую программу действий для достижения успеха. Они обязательно создают образовательную среду, сконцентрированную на учебе. Судя по опросам директоров этих школ, большое значение имеет для них «целеполагание». Например, они чаще других руководителей школьных коллективов бьются за высокие показатели ЕГЭ. М много внимания уделяют факультативным занятиям, поскольку родители (в силу недостаточных ресурсов) могут лишь минимально вложиться в подготовку к ЕГЭ. Внеурочная работа – от экскурсий до кружков – не просто так, для развлечения, а со смыслом – для повышения успеваемости. Отдельная тема – работа с отличниками. И особое внимание работе с отстающими. Педагоги регулярно выделяют время для этого, и такие занятия становятся частью их рутинной деятельности.
Психологический комфорт – еще одна важная составляющая успешности этих школ. Но... В резильентных школах он в большей степени влияет на поведение детей, а не на их оценки.
Кстати, в школах, где сосредоточены дети «высокоресурсных родителей», например, он очень важен для успеваемости детей из менее обеспеченных семей, тоже приходящих в такую школу. Отчужденность плохо сказывается на достижениях школьников, когда они не чувствуют поддержки окружающих. Поэтому думайте 30 раз, прежде чем отдать ребенка в школу, где он будет чувствовать себя ущемленным среди богатых сверстников.
Еще интересный момент: в резильентных школах ценят строгость школьных наставников. И считают, что высокие требования со стороны преподавателей формируют самооценку школьников, степень их уверенности в себе и желание двигаться вперед.
Исследователи проследили за судьбой детей из резильентных школ. С переходом в старшую школу явно действует социальный лифт. В 10-й класс в резильентных школах попадает больше детей, чем в полностью неблагополучных школах и в школах с «беспроблемными» детьми и низкими результатами. Но от школ-флагманов изучаемая группа все же отстает. «Дети из семей со сложным социально-экономическим положением получили шансы, но мы пока не видим, как они их используют, – замечают ученые. – Через продолжение академической траектории они их используют не всегда». И что удивительно – очень часто из-за отсутствия поддержки со стороны родителей. Увы!
комментарии(0)