Английский язык легче всего учится в насыщенной языковой среде и с помощью создания игровых ситуаций. Фото агентства "Москва"
В недавнем исследовании ВЦИОМа на вопрос о том, какие школьные предметы население выбирает в лидеры топ-списка, молодежь 18–24 лет назвала английский язык. Его назвали 44% опрошенных. На втором месте оказалась история – 41%, а на третьем – компьютерная грамотность и информатика (40%).
В свете недавней шумихи по поводу плохих знаний иностранного языка на ЕГЭ – картинка довольно показательна. Сдают экзамен мало учащихся и плохо. А оценивают значение предмета высоко. Напомним, что недавно СМИ сообщили, что около 40% сдавших ЕГЭ не смогли справиться со второй частью экзамена (эссе). В ответ на эти обвинения Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) заявил, что результаты ЕГЭ по английскому языку этого года практически идентичны прошлогодним. Экзамен не смогли сдать всего 1,3% участников, более 30% получили баллы в диапазоне 81–100. А относительно небольшое число учащихся, справившихся с эссе, объясняется высокой сложностью этого задания.
Теперь об этом подробней, потому что ситуация содержит подводные камни. Учителя английского языка, выпускники и родители обратились с письмом на имя разработчиков контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ с просьбой разобраться в ситуации, выявившей, по их мнению, существенные нарушения на экзамене. Во время ЕГЭ по английскому языку в одном из вариантов задания 40 (эссе) присутствовала лексика более высокого уровня заданий. Как результат, сообщали учителя и родители, большая доля ребят не смогла раскрыть тему в нужном ключе из-за непонимания данной лексической единицы. Не помог и контекст. Таким образом, по мнению писавших петицию в ФИПИ, обучающимся пришлось писать эссе, руководствуясь собственными представлениями о возможном значении слова.
Согласно критериям оценки задания 40, при выставлении 0 баллов за решение коммуникативной задачи вся работа оценивается в 0 баллов. То есть выпускники потеряли 14 баллов из-за проблем в задании. Во избежание возникновения подобных ситуаций в дальнейшем ФИПИ было предложено при подборе лексики в формулировках заданий строго придерживаться заявленного уровня и избегать двусмысленности формулировок. Либо предоставить экзаменуемым возможность выбора из нескольких тем на тот случай, если они сомневаются в значении конкретных оборотов или в общем смысле темы.
В ответ возмущавшиеся услышали, что задание 40 дифференцирует учащихся с действительно высоким уровнем владения английским языком, претендующих на 85–100 баллов. А предложение предоставлять экзаменуемым возможность выбора из нескольких тем на тот случай, если они сомневаются в значении конкретных оборотов или в общем смысле темы, может быть рассмотрено. Вот такая переписка с взаимными обвинениями.
Брожения умов вокруг экзамена понятны. Напомним, что с 2022 года сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной. А с 2020 года она пойдет в штатном режиме по нескольким регионам как пилотная. И это вызывает большое беспокойство, потому что знания школьников находятся на очень низком уровне. А родители и учителя будут защищать права детей до конца.
В чем причина плохих знаний по предмету? Эксперты считают, что она имеет историческую подоплеку. В царской России большинству населения английский не был нужен в принципе. В советское время его развитию мешал железный занавес. Во время первых реформ в образовании начала 90-х языкам тоже не уделялось должного внимания. Просто в силу инерции. Даже начало развития туристического бизнеса в РФ не улучшило картину в значительной степени.
Кроме внутренней мотивации большое значение здесь имеет методика преподавания. Еще с советского времени уроки английского в обычной средней школе идут со 2-го класса. В обычной начальной школе нагрузка иностранным языком – два часа в неделю. В средней и старшей школе – три часа в неделю. Это число остается неизменным даже при насыщенности новых программ. В школах с углубленным изучением иностранных языков ситуация чуть лучше. Им отводятся еще и дополнительные часы.
Но всем мешает наследие советских времен в виде слабо проработанной методологической базы. Например, мало внимания при изучении языка уделяется говорению. Кстати, если экзамен будет поделен на базовый и углубленный уровень, то роль говорения еще увеличится. Язык нужен ведь не только для того, чтобы этикетки на иностранных товарах читать, но еще и чтобы свободно общаться за пределами своей страны. А изменения в методологии предмета возможны не скоро, потому что большая часть учителей – методистов английского языка училась еще при прежней советской системе. Перестраиваться они уже не будут. И даже по структуре самого ЕГЭ видно, что самым важным показателем владения языком в РФ здесь является письменная речь.
Напомним также, что успешному изучению языка раньше очень мешали причины идеологического порядка. Прежние учебники учили не живому языку, а исключительно книжному, да еще профильтрованному через сито тогдашней реальности. Сюжеты, которые предлагаются в них сегодня, тоже порой выглядят неестественными. Перестроиться нашим авторам сложно, тем более, что коллективы по изданию учебников не меняются годами.
Но государство выделяет деньги. И самое главное - мотивация растет. Мы это видим по приведенным выше данным последнего исследования ВЦИОМа.
комментарии(0)