Фото pixabay.com
Чем проявила себя приемная кампания – 2018, почему нельзя выучить «на чиновника» и как меняется образование? На эти и другие вопросы обозревателя «НГ» Натальи САВИЦКОЙ ответил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Максим Назаров.
– Максим Николаевич, сегодня все жалуются, что снижается количество бюджетных мест на гуманитарное образование. Ощущаете ли вы это?
– Нет, не ощущаем, снижение контрольных цифр приема на гуманитарные направления подготовки по стране в целом не ведет к снижению контрольных цифр приема в ведущих вузах. Эти цифры приема распределяются по конкурсу, который учитывает многие важные параметры университетов. Если вуз действительно прогрессивно развивается, он все равно получает больше бюджетных мест даже по тем направлениям подготовки, бюджетные места на которые сокращаются. В академии, например, есть и увеличение бюджетного приема, причем не только в головном вузе, но и в филиальной сети.
– Как прошла эта приемная кампания в академии, какие результаты?
– По итогам приемной кампании в РАНХиГС количество подавших документы и конкурс в 2018 году превысили показатели приема 2017 года. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетные места по общему конкурсу, также возрос в сравнении с набором прошлого года и составил 91,3. Результат выше этого среднего балла показали абитуриенты четырех направлений бакалаврской подготовки: «Публичная политика и социальные науки», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение» – и четырех специальностей: «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Таможенное дело», «Политология», «Юриспруденция».
В 2018 году академия проводила прием на 88 бакалаврских программ с учетом различных профилей и на восемь программ специалитета с учетом специализаций. Из них на девять программ бакалавриата вуз проводил прием поступающих впервые.
Всего в Московский кампус РАНХиГС и в филиалы академии по итогам приемной кампании на 2018/19 учебный год поступили более 11 700 человек. Из них почти 3500 абитуриентов зачислены в академию и порядка 8300 абитуриентов поступили в филиалы. Возросло количество зачисленных в академию победителей и призеров олимпиад.
– Недавно Рособрнадзор сообщил о закрытии ваших филиалов в некоторых регионах.
– Закрытия этих филиалов мы ждали уже больше года, это просто оптимизация структуры. Кстати, не надо думать, что закрывается что-то плохое. Здесь верно учитывать целый ряд причин: востребованность кадров в регионе, необходимость филиалов в данном регионе, дающих высшее образование в области госуправления, и т.д. У РАНХиГС ведь и открываются новые филиалы. Так, появились пять банковских колледжей Центрального банка. Часть из них была присоединена к действующим филиалам, а два у нас новых – это Казанский и Омский.
Всего у академии на сегодня более 50 филиалов. Мы обучаем свыше 187 700 слушателей по всей стране по 57 направлениям подготовки. Это 784 программы высшего образования и 1372 программы ДПО.
– Что именно востребовано в регионах – краткосрочные курсы, программы дополнительного образования или что-то еще?
– Как вы видите, во многих субъектах поменялись команды губернаторов. Многие из них, кстати, выпускники нашей академии. Они в том числе обучались по образовательным программам переподготовки или повышения квалификации в РАНХиГС. Соответственно, когда меняется команда, требуется всегда повышать квалификацию. Поэтому образовательный процесс в сфере государственного муниципального управления становится уже непрерывным.
– Современные технологии позволяют обучить всех всему?
– Дело не только в этом. Важно не только научить чему-либо, необходимо дать серьезное образование. Например, студентам-гуманитариям математика также нужна для развития, умения мыслить по-другому. Это же относится, например, и к философии, да и к другим дисциплинам учебного плана – все они помогают студенту учиться мыслить.
Образование для взрослых имеет свою специфику. Задача дополнительного образования в том, чтобы найти специфический правильный подход к разным категориям слушателей.
– Сейчас модно образование на стыке наук. Что нового у вас в академии?
– Поведенческая экономика, например. У нас появилась большая и очень мощная магистратура по этому направлению. Человек не должен останавливаться в той профессии, в которую пришел изначально. Например, он поступил в вуз как социолог, а выйти из университета может уже историком.
– Какие новые программы появились у вас в этом году?
– У нас открылись сразу несколько программ бакалавриата. «Цифровое государство» – это комплексная, межотраслевая и междисциплинарная программа. Она формирует «цифровой» профиль компетенций руководителя в системе государственного и муниципального управления. Появились две новые программы в рамках профиля Liberal Arts. Выпускники программы «Стратегическое управление компанией» будут владеть организационно-управленческими и информационно-аналитическими технологиями, смогут реализовать себя как в бизнесе, так и на государственной службе. Программа «Управление городским территориальным развитием» – первый в России бакалавриат по урбанистике, направленный на раннюю подготовку студентов, желающих специализироваться на управлении в территориальном развитии.
Еще одна программа «Цифровые технологии в торговле» была создана для тех, кто хочет стать квалифицированным специалистом в области организации осуществления торговой деятельности с учетом новейших цифровых технологий и платформ. «Управление прорывными проектами в международном бизнесе» – это новая российско-французская программа с углубленным изучением иностранных языков.
– При этом вузы опять уходят в «узкие специальности»?
– Наметившийся тренд таков: нужны программы с четким, понятным названием, перспективной профессией и обязательно сложные. Если конкретизировать, то речь будет идти не просто о направлении «Журналистика», а о спортивной, медиажурналистике, ее политическом направлении и т.д. Мы уже знаем, что просто «Журналистика», или просто «Государственное муниципальное управление», или просто «Экономика» идут хуже, чем с углублением.
– Мобильность – это тоже новый тренд в образовании? Нет в своем вузе такой дисциплины – идешь в другой. Я правильно понимаю?
– Я считаю, что мобильность – один из приоритетных проектов вообще для нашей страны. Наша академия курирует данный проект. Необходимо дать возможность студенту формировать свою индивидуальную траекторию обучения, выбирая лучших преподавателей, дисциплины, модули образовательной программы в лучших вузах страны.
Если он сможет освоить что-то в том вузе, где в данный момент это преподают лучше (или просто ближе), то это очень хорошо. Но это не означает перевод студента в другой вуз. Все это проводится под определенным контролем, и именно так достигается гарантия того, что студент действительно получит лучшее.
комментарии(0)