Повышать свои профессиональные компетенции придется школьным учителям всех возрастов. Фото с сайта www.hse.ru
Правительство заложило в бюджете на переобучение учителей 15 млрд руб. Напомним, что ранее председатель правительства Дмитрий Медведев объявил, что более половины российских учителей должны быть охвачены системой профессиональной подготовки и повышения квалификации.
На повышение квалификации учителей выделено 15 млрд руб. Эта сумма рассчитана на ближайшие шесть лет. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, только на федеральный проект «Современная школа» (составная часть нацпроекта «Образование») предполагается выделить 237,6 млрд руб. Благодаря этим субсидиям будут улучшены прежде всего условия обучения в городских и сельских школах.
Также продолжится переобучение учителей в соответствии с новыми Федеральными государственными стандартами, которые постепенно вводятся в отечественных школах. Причем переобучают не только педагогов со стажем, но и молодых (до 35 лет), предоставляя последним возможности апробирования новых технологий на базе передовых школ.
Примечательно, что тема переобучения учителей популярна не только в России. Недавно английская газета Guardian отмечала в одной из своих публикаций, что в Англии, например, остро ощущается нехватка учителей. Ситуация стала ухудшаться с 2011 года. А с 2015 по 2017 год более четверти учителей покинули школьные классы. Вызвано это неблагоприятной общей экономической ситуацией: ростом стоимости жизни, отсутствием доступного жилья и т.п. Тем не менее, как пишет газета, сегодня нет четкого плана, как переломить эту тенденцию.
Критики правительственных программ в области образования связывают создавшееся положение с неразумным финансированием. Например, в Англии чрезмерно много выделяется средств на обучение новых учителей и явно недостаточно – на удержание и профессиональное развитие уже работающих в школе педагогов. Так, лишь 57% учителей, которые прошли квалификацию в 2012 году, остались работать в школе к 2017 году. А из 35 тыс. молодых учителей, начавших работу в Лондоне в 2010 году, 11 тыс. уже не работают в школе.
Какова же ситуация в России? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного профессии учителя. Согласно этим данным, положение учителей в обществе россияне оценивают в среднем на 3 балла из 5 возможных. Для сравнения, в 2017 году – 2,86, в 2014-м – 3,14 балла. Основной причиной, почему молодые люди не становятся учителями, россияне называют маленькую зарплату (55%). Каждый пятый (21%) называет такой фактор, как сложность работы с детьми. Еще 14% считают, что проблема в большой нагрузке. Нежелание работать учителем 12% участников опроса связывают с нервностью профессии. Каждый 10-й (10%) допускает, что молодым людям просто не нравится работа учителя.
Обратимся к зарплате. По данным Росстата, в первом полугодии 2018 года средняя зарплата педагогов в учреждениях общего образования была на 12,4% выше средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако средняя зарплата педагогов дошкольных образовательных учреждений в первом полугодии 2018 года, по данным Росстата, снизилась до 88,5% в сравнении со средней по региону.
Педагоги часто жалуются на свои зарплаты. Официальная статистика такова: средства на повышение заработных плат педагогических работников в 2019 году превышают 109 млрд руб., и это на 16,1% больше, чем было в 2018 году. Так говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета 2019–2021 годов.
Однако сами учителя, согласно мониторингу Российской академии народного хозяйства при президенте РФ, в большинстве своем (60%) зарплатой недовольны. Доля учителей, которых полностью не устраивает заработная плата, по итогам мониторинга – 25%. Это меньше, чем годом ранее, но все равно это высокий показатель. В принципе это те люди, которые готовы при благоприятных представившихся возможностях покинуть учебное заведение.
Отдельным вопросом надо рассматривать имидж учителя. Очень много и часто говорится о том, что надо поднимать престиж учителя в обществе. Недавно даже один из депутатов предложил в этих целях сделать День учителя выходным днем. Придать празднику национальный статус. Дескать, все мы немного учителя. (Кстати, психологи считают одним из рисков профориентационной работы нашу глубочайшую уверенность в том, что все мы – «учителя по жизни». Увы, педагогическими способностями обладают далеко не все.)
Итак, эксперты по образованию очень часто упоминают в своих выступлениях, что имидж учителя сегодня страдает. Как свидетельствуют опросы ВЦИОМа, на самом деле только 9% опрошенных считают, что престиж профессии учителя падает. Учителям верят, и профессию никак нельзя отнести к числу аутсайдерских.
комментарии(0)