Филипп Альтбах считает, что исследования не могут быть основной деятельностью для всех вузов. Фото с сайта www.hse.ru
В НИУ «Высшая школа экономики» на международной конференции «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями» и на семинаре с похожим названием обсудили вопросы образовательной политики. Оказалось, что иностранные эксперты, исследователи мирового уровня, не всегда понимают цели и задачи российского высшего образования. Не понимают, почему российская практика идет вразрез с мировыми процессами.
Здесь важно прежде всего отметить, что не так давно Высшая школа экономики создала при своем Институте развития образования экспертный комитет, куда входят внешние специалисты с большим международным опытом.
Такие советы – обычная практика для ведущих университетов и университетских подразделений во всем мире. В Гарварде, например, таких комитетов более 50. У нас все только начинается. В ВШЭ не так давно появился международный экспертный совет, который возглавляет сегодня лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин. И вот сейчас появился новый – экспертный совет при институте развития образования.
С точки зрения руководства ВШЭ, такие советы нужны, потому что возможность внешней оценки крайне важна. Это взаимодействие с приглашенными экспертами позволят оценивать планы вуза и состояние дел более объективно и критично, не теряя из виду мировые тренды. Как считают эксперты новоявленного совета, институт развития образования ВШЭ не просто ведет лонгитюдные исследования, но и участвует в выработке государственных решений, получает заказы по вопросам развития от других вузов и так далее.
Какие мысли появляются у международных экспертов после погружения в тему российского образования, можно понять из нескольких докладов, недавно прозвучавших в стенах ВШЭ. Автор одного из таких докладов, который недавно презентовали в Вышке, Филипп Альтбах – основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. В материалах доклада четко прослеживается мысль об острой необходимости дифференциации университетов в РФ. Исследования не могут быть основной деятельностью для всех вузов, настаивает автор. Ими должна заниматься только часть университетов. И требовать от сотрудников обычных вузов публикаций в лучших журналах совершенно необязательно. (Напомним, что количество публикаций в научных журналах – это один из критериев государственного мониторинга эффективности работы вузов). Пусть вузы хорошо учат студентов – этого уже достаточно, считает международный эксперт.
По мнению Филиппа Альтбаха, правительству РФ нужно принимать решения по вопросу дифференциации вузов и «расставлять всех по местам». Основой дифференциации должна стать оценка качества вуза. Впрочем, какой солдат не мечтает стать генералом, какой вуз не хотел бы стать исследовательским? В Европе, кстати, очень многие университеты прикладных наук мечтают получить статус «исследовательского». Это неправильно, считает докладчик, и даже неприемлемо в современной ситуации, когда высшее образование стало массовым, а рынок труда усложнился.
Интересна точка зрения иностранных экспертов на тему интернационализации высшего образования. Директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Ханс де Вит, эксперт по вопросам интернационализации высшего образования, представил в ВШЭ свой доклад «Концепты, подходы, тренды и вызовы интернационализации высшего образования в мире, уроки для российской высшей школы».
Интернационализация в современном университете, по его словам, это не просто импорт и экспорт образования, обмены студентами и преподавателями, но и элемент стратегического видения. Интернационализация усиливается благодаря массовости высшего образования. В таких странах, как Индия и Китай, где спрос больше предложения, у студентов возникает стимул к обучению за рубежом, а в таких странах, как США, напротив, университеты агрессивно набирают студентов на международном рынке. Если в конце прошлого века интернационализация в высшем образовании была синонимом сотрудничества, то сегодня это скорее символ конкуренции за студентов и преподавателей.
При этом, как считает Ханс де Вит, к вопросу интернационализации университеты очень часто относятся формально. Для них важнее заключить договор о сотрудничестве, чем развивать действительно партнерские связи. Интернационализацию они склонны часто воспринимать как конечную цель, тогда как на самом деле это лишь средство для повышения качества образовательных услуг.
Вывод эксперта таков: интернационализация должна быть менее элитарной и более эгалитарной, в нее должно быть вовлечено как можно больше студентов. Сегодня максимальный показатель наблюдается в странах Европы – где-то около 20–30%.
В России, по мнению эксперта, все чаще и больше озабочены международными рейтингами. Есть стремление университетов занять высокие места в них. Для этого вузы нанимают иностранных профессоров, привлекают иностранных студентов. А на самом деле для победы нужно все делать по-другому: создавать комплексные стратегии, развивать стратегические партнерства с иностранными университетами. И тогда успех гарантирован.
комментарии(0)