0
4245
Газета Образование Интернет-версия

28.11.2018 18:11:00

В обществе падает интерес к онлайн-образованию

Средства, вложенные в цифровизацию школы и вузов, могут и не окупиться

Тэги: образование, школа, вуз, цифровизация, профобразование


образование, школа, вуз, цифровизация, профобразование Современный сетевой преподаватель сопровождает учащегося скорее даже не в качестве руководителя, а как консультант и наставник. Фото агентства «Москва»

Социологическая аксиома: чем выше уровень образования, тем успешнее трудоустройство и выше зарплата – работает только в развитых экономиках. Вместе с тем надежды на цифровизацию призрачны. А буллинг учителей – тема очень неоднозначная. Такими данными поделились на презентации Федерального института развития образования (ФИРО) при Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС).

Напомним, что ФИРО вошел в состав РАНХиГС в феврале прошлого года. И на прошедшей весной конференции организаторы новой структуры говорили, что в ближайших планах – реализация принципов мотивации к получению образования, развитие навыков коммуникации и навигации. В общем – «догоним наших детей и внуков». «Образование становится индустрией возможностей, главное – мотивировать людей. Ключевая линия образования в мире неопределенности – научить учиться», – подчеркнул бывший многолетний директор ФИРО Александр Асмолов, ныне продолжающий свою деятельность в составе новой структуры.

Для академии присоединение Федерального института развития образования послужило усилению новых направлений исследовательской работы. А у института появилась дополнительная возможность для расширения своей деятельности за счет привлечения филиалов вуза в регионах.

Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов, представляя руководителей подразделений (центров) института, рассказал о направлениях их деятельности. Главное направление деятельности самого ФИРО – проводить исследования по всем уровням образования (от дошкольного до профессионального), включая повышение квалификации педагогических работников. Все исследования института основаны на практической апробации, которая осуществляется на экспериментальных площадках, их более 200 по стране. Например, Центром национальных проблем образования подготовлен проект концепции преподавания родных языков. В Центре социализации и персонализации образования детей разработали уникальную программу для детей дошкольного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра.

Очень важно и то, что ученые института не прошли мимо горячей темы детского буллинга, составив методические комплексы для учителей, школьных психологов, родителей. В то же время Максим Дулинов обратил внимание на то, что у этой проблемы появилась вторая сторона – учительский буллинг, когда в роли «буллера» выступает сам педагог. Как заметили на конференции, здесь ученым предстоит еще понять, каковы причины учительского буллинга и каких компетенций не хватает педагогам во избежание такого поведения в отношении детей.

Некорректное и нерефлексивное поведение педагога, который публично на уроке вновь и вновь обесценивает ученика, долгие годы в нашей школе не вызывало никаких тревог. Такой стиль, напротив, характеризовал учителя с высоким статусом как «сильного», «результативного» и вызывал смешанные чувства у его коллег: восхищение компетентностью и недоумение от жестокости.

Центр статистики и мониторинга образования принимает активное участие в международных программах по статистике в сфере образования. Руководитель центра Марк Агранович объяснил: это участие необходимо для того, чтобы увидеть российскую систему образования в международном контексте, сравнить нашу ситуацию с ситуацией в странах ОЭСР.

«Поэтому мы проводим сравнение по огромному количеству показателей, но для нас важен не рейтинг – мы и так одна из самых образованных стран в мире, – сказал Агранович. – Другое дело – проанализировать, как уровень образования сказывается на трудоустройстве, на заработке, на безработице, на экономическом росте. Мы разработали специальный индикатор, который оценивает шансы на занятость. Почти во всех развитых странах чем выше уровень образования, тем успешнее трудоустройство и выше зарплата. Исключение составляют бедные страны».

В семи субъектах РФ ФИРО начал работу по цифровой дидактике в системе среднего профессионального образования (СПО). Цифровая среда – это только среда возможностей, напомнил на конференции руководитель направления. Он же сообщил, что во всем мире наблюдается охлаждение интереса к онлайн-курсам. Их эффективность, оказывается, не столь велика, как ожидалось. Большинство студентов бросают их, не доучившись.

Среднее профессиональное образование становится одним из драйверов развития образования, сообщила на конференции директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. «Более 45% детей из школы стали уходить в СПО. Перекос в сторону World Skills уже обозначен», – сказала Клячко. Однако цифры в зависимости от регионов колеблются от 20 до 70%. Программа модернизации СПО, предусматривающая рост числа детей, идущих в среднее образование, – это одно из направлений, которым занимается новая структура при РАНХиГС. Татьяна Клячко рассказала о том, что в сферу деятельности ФИРО также входит большинство направлений нацпроекта «Образование», в том числе «Современная школа» и «Учитель будущего».

Научный руководитель ФИРО РАНХиГС Ефим Коган уверен, что институт призван в значительной степени конвертировать стратегию власти в задачи отрасли и для этого выстраивать соответствующие способы решения. Впрочем, ректор РАНХиГС Владимир Мау слегка подправил оратора, сообщив, что не менее интересен для академии и обратный процесс. Так что организаций, которые занимаются поставкой новых идей в образовании к правительственному «столу», стало еще больше.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2512
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3853
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7485
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11029

Другие новости