0
2497
Газета Образование Интернет-версия

04.12.2018 11:31:00

PISA слезам не верит

Ограничение списка школьных учебников снижает шансы России выйти в лидеры по уровню образования

Тэги: образование, pisa, россия


2018-12-04_113928_t.jpg
Увеличить изображение

Советское образование считалось одним из лучших в мире, и мы по инерции продолжаем считать, что наши достижения в прошлом гарантируют нам лидерство в настоящем. Но в реальности дела обстоят по-другому. Требования к современному образованию растут, и Россия занимает в международных рейтингах не самые впечатляющие позиции. Например, по рейтингам PISA за 2015 год (исследование проводится раз в три года) Россия заняла по суммарному рейтингу 33-е место среди стран ОЭСР. Показательно, что Эстония, завоевала 3-е место, опередив многие европейские страны. Латвия также опередила нашу страну. Иными словами, бывшие республики СССР, имевшие равные с нами стартовые позиции, взяли на вооружение передовые системы образования и достигли впечатляющих результатов. Так, Эстония ориентируется на финскую модель и даже сумела оттеснить в рейтинге своих учителей. Финляндия заняла 5-е место в рейтинге PISA-2015.

В России исследованиям PISA придается большое значение. Президент Владимир Путин поставил задачу, чтобы Россия вошла в первую десятку стран в рейтинге PISA к 2024 году. Национальный проект в сфере образования обойдется госбюджету за 2019-2024 годы почти в 750 млрд рублей. Это огромные деньги, но насколько эффективно они будут потрачены? Способствует ли политика Министерства просвещения повышению качества обучения российских школьников, выводу нашей образовательной системы на лидирующие позиции?

Помните, как пелось в советской песне:

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре…»

Иными словами, основа школьного образования – это качественные современные учебники. Даже самый талантливый преподаватель не сможет дать ученикам необходимые знания, если ограничен в выборе подходящих учебных пособий.

Как показал октябрьский опрос ВЦИОМ, проведенный среди учителей, в последние годы с выбором учебников стали возникать проблемы. 31% респондентов отметили, что не доверяют процедуре отбора учебников. Еще 33% опрошенных отметили, что за последние пять-семь лет имели место необоснованные случаи исключения учебников из федерального списка. И только 43% от числа осведомленных о проведенной дополнительной экспертизе учебников 2018 года доверяют ее результатам.

Минпросвещения планирует сокращение ФПУ (федерального перечня учебников) на 30%. Но это неизбежно ведет к монополизации рынка учебной литературы, а педагоги лишаются возможности составлять индивидуальные программы обучения, давать ученикам более глубокие знания.

Соответствует ли политика Минпросвещения задаче, поставленной президентом России, вывести нашу страну в лидеры по уровню образования? Как считают многие эксперты, ограничение списка ФПУ и вытеснение с рынка учебников зарекомендовавших себя издательств предоставляет лазейки для чиновников давать преференци определенным издательским группам. В последнее время, в частности, много говорится о компании «Просвещение», которая высокими темпами наращивает показатели госзаказа и, что неудивительно, имеет самые высокие прибыли в отрасли. Доля «Просвещения» в госзаказе приблизилась к 70%, что явно указывает на монополизацию рынка учебников. В связи этим депутат Госдумы Тамара Плетнева направила депутатский запрос премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в ситуации. Парламентарию поступают многочисленные обращения от учителей и родителей, встревоженных сложившимся положением в школьном образовании.

Также озабочены нездоровыми тенденциями на рынке учебных пособий ученые и эксперты. К примеру, авторы учебников направили открытое письмо президенту Владимиру Путину России, в котором выразили недоверие к результатам дополнительной экспертизы 2018 года.

Ученые Российской академии наук сделали заключение, что экспертиза Российской академии образования (РАО) была проведена с нарушением нормативных документов Минобрнауки России и обратили внимание на низкое качество экспертных заключений РАО.

РАО находится в зависимости от министерских чиновников. Поэтому педагоги и эксперты рынка требуют проведения независимых экспертиз учебников, повышения прозрачности принятия решений по ФПУ.

На сегодняшний день позиция общественности, представителей депутатского корпуса и педагогического сообщества направлена на то, чтобы профильное министерство, наконец, обратило внимание на эти важные вопросы. Задача совершения «рывка» в школьном образовании поставлена на государственном уровне и будем надеяться, что создавшаяся ситуация не останется без внимания высшего руководства страны. Россия имеет все возможности для занятия лидирующих позиций по уровню школьного образования. Чиновники от образования обязаны не мешать, а способствовать этому процессу. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2535
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
3507
В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

В докладах Путину "Единая Россия" и ЛДПР упоминают КПРФ...

Иван Родин

Руководство Госдумы требует большей системности от партий

0
4624
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3898

Другие новости