0
3176
Газета Образование Интернет-версия

20.12.2018 14:06:00

«Летучий голландец» российской школы

Почему буксует провозглашенная в стране задача цифровизации обучения

Тэги: Просвещение, цифровизация, учебники, нацпроект Образование, издательства, Асмолов, Путин


Президент Владимир Путин поставил перед педагогическим сообществом России задачу войти в ТОП-10 стран мирового рейтинга по качеству общего образования. Достичь высокой этой цели можно только на основе самых современных разработок в области цифровизации обучения. Дело в том, что доминирующий тренд в глобальном образовательном процессе – индивидуализация обучения, его адаптация к индивидуальным особенностям школьников, и именно цифровизация позволяет этого достичь в максимальной степени.

Нельзя не отметить, что путь государства к намеченной цели можно было значительно ускорить и облегчить. Если бы использовать в полной мере все преимущества от доказавшего не раз свою эффективность государственно-частного партнерства. Речь идет о том, что наше правительство, стараясь мобилизовать все возможные на федеральном и региональном уровнях средства в рамках Национального проекта «Образование», вместе с тем ограничивает возможности для инвестирования частного капитала в цифровые образовательные проекты. Этот парадокс проистекает из того упрямого факта, что на рынке школьных учебников и учебных пособий сложилась монополия определенных издательств, которая неуклонно увеличивается с каждым годом.

Исследование, проведенное аналитиками компании «Нетология групп» показывает, что возможности рынка школьных учебников могли бы позволить сделать его естественным источником финансирования «цифровизации» всех российских школ.

Так, весь рынок учебников оценивается в 25-30 млрд. руб. в год, в то время как рынок электронного контента для школьных учебников составлял,по данным на 2017 год, не более 200 млн рублей.

Немаловажно, что участники этого рынка, то есть частные издательства, накопили громадный опыт работы в отрасли, и могли бы стать самыми квалифицированными инвесторами в цифровые учебники для российских учебных заведений, используя в своих цифровых проектах компетенции, накопленные в «аналоговой» школе, а именно: наличие лицензированного контента, опыт взаимодействия с педагогическим сообществом, понимание актуальных школьных проблем.

Между тем все эти впечатляющие возможности не используются, так как фактический монополист, издательская группа «Просвещение», на долю которой, по данным газеты «Коммерсант», приходится уже 72% объемов продаж, интенсивно и дальше захватывает рынок.

После того, как 7 декабря 2018 года Научно-методический совет по учебникам при Министерстве просвещения (НМС) своим решением изменил Федеральный перечень учебников в пользу этого издательства, его доля может возрасти до 90% и более.

Прибыль этого предприятия, кстати, по итогам прошлого года является максимальной для данного рынка (более 38%). А поскольку конкуренция практически отсутствует, то, получается, у этого издательства нет стимулов к интенсивному развитию и инвестированию в современные цифровые технологии, зачастую носящие рискованный венчурный характер. А там, где нет стимула к развитию, как показывает опыт, неизбежен застой и стагнация.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретные цифры, доказывающие факт нежелания лидера рынка вкладываться в цифровизацию российской школы, несмотря на громкие, но чисто декларативные заявления.

Так, в 2016 году «Просвещение» официально объявило о намерении инвестировать в образовательные стартапы 3 млрд руб. В качестве стратегического партнера в этих проектах издательства был выбран Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Но по факту дальше деклараций о намерениях дело, увы, не пошло.

Как сообщалось, предприятие должно было находить и выбирать проекты для инвестиций через инфраструктуру и механизмы ФРИИ. Однако никакой публичной информации об этом не было и нет по сей день. Наши источники в самом Фонде утверждают, что ровным счетом ничего не знают о таких проектах.

Та же самая история повторилась в прошлом году с заявлениями о создании СП 50/50 между компанией «Яндекс» и издательством «Просвещение» – («Яндекс. Просвещение»), которое должно было быть профинансировано обеими сторонами в объеме 600 млн. руб. Однако в декабре текущего года «Просвещение» объявило, что его доля в СП уменьшается до 5%. Но и о таком мизерном финансирование нет никакой информации, что позворляет предположить, что его и не было от слова совсем.

По крайней мере, на сайте образовательного проекта «Яндекс. Учебник» упоминаний об участии «Просвещения» нет.

И это еще не все. В сентябре 2018 года стало известно, что основатель и бывший владелец издания «Спид-Инфо» Андрей Манн получил 30% в компании «Комплексные информационные технологии «Просвещение» (КИТ «Просвещение») – компании, в которой издательство имеет 70 процентов акций, и которая позиционируется предприятием как «центр цифровой экспертизы и разработки новых цифровых продуктов» всей издательской группы. КИТ «Просвещение» реализует проект «Путь просвещения», названный агрегатором образовательных услуг.

О том, каковы в реальности эти с позволения сказать образовательные услуги, можно получить представление, заглянув на главную страницу сайта этого проекта, где, в частности, рекламируется обучение… танцу живота и стрип-пластике.

Создается впечатление, которое, на мой взгляд, весьма точно к текущей реальности, что ведущая издательская группа страны вовсе не КИТ этого самого просвещения, а скорее «Летучий голландец», который был, как известно кораблем-призраком. На вид – огромный и впечатляющий своим видом и размерами, а на деле – пустышка, мираж.

Будет ли хоть какая-то польза российской школе от такого «Летучего голландца», вопрос, что называется, риторический. Думается, вряд ли нужна нашим учащимся призрачная цифровизация рынка школьных учебников. Призрак и мираж, без сомнения, наших детей грамоте не научат.

Член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов, комментируя на заседании Совета сложившуюся на рынке школьных учебников ситуацию отметил, что его тревожит ситуация, при которой «всё более и более нарастает риск уменьшения прав на качественное образование, риск уменьшения прав на выбор для учащихся и учителей». 

Асмолов обратил внимание на тот факт, что если в условиях быстро меняющегося мира, «мы сокращаем пространство выбора, а тем самым развитие содержания, то можем оказаться в арьергарде разных стран мира, и наше образование безнадежно отстанет». Известный российский эксперт в области образования обратил внимание Владимира Путина, что сокращение перечня допущенных школьных учебников производится «без независимой экспертизы со стороны вузовского сообщества, РАН, РАО и независимых ассоциаций учительства». Президент России ответил, что «единый учебник – это неэффективно! (https://tass.ru/obschestvo/5922966). И в связи с этим унификация учебников – это процесс, который вызывает серьезные сомнения. Конечно, не должно быть беспредела, но приведение к единому учебнику вызывает серьезные вопросы».

Таким образом, у экспертов есть все основания полагать, что глава государства вмешается в ситуацию, и «миражи» и «призраки» исчезнут из сферы российского образования. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3169
Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

Президент России Владимир Путин поздравил Константина Ремчукова с 70-летием

0
3165
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
911
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2848

Другие новости