0
7540
Газета Образование Интернет-версия

09.01.2019 12:00:00

Министр Ольга Васильева: Мы переоснастим 16 тысяч сельских школ...

Половина из этих школ малокомплектные и требует особого внимания

Тэги: образование, васильева, школа, педагогика, учитель, ученик, преподаватель


образование, васильева, школа, педагогика, учитель, ученик, преподаватель Ранняя профориентация школьников – один из главных приоритетов министра Ольги Васильевой. Фото с сайта www.edu.gov.ru

О перспективах сферы образования в наступившем, 2019-м году в беседе с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ рассказывает министр просвещения РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА.

- Ольга Юрьевна, календарный год закончился. Что он принес нашему образованию? Какие события, по вашему мнению, стали главными для развития образования?

- Минувший 2018-й год оказался во многом системообразующим. У нас произошел ряд качественных управленческих изменений. И прежде всего выделение Министерства просвещения, а точнее, если смотреть ретроспективно, возврат к отдельному министерству, содержательная основа которого – дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование.

Конечно же, среди ключевых событий – утверждение Национального проекта «Образование», как свод в единое целое ключевых шагов по развитию и повышению качества отечественного образования. Десять федеральных проектов, охватывающих все уровни образования и нацеленных на выполнение президентских задач по вхождению в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитанию гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей нашей страны и наших народов. Финансирование и комплексная содержательная структура национального проекта позволит нам сделать качественный рывок.

Кроме того, год принес нам много хороших событий, среди которых существенное расширение сети детских технопарков, запуск профориентационного проекта «Билет в будущее» и комплекса мер для помощи школьникам в поисках профессии, ключевым событием которых традиционно стал форум «Проектория». К числу важных событий следует отнести победу наших ребят на европейском чемпионате профессионального мастерства EuroSkills в Будапеште, развитие добровольческих и волонтерских движений.

И этот список можно продолжать еще очень долго. Год знаковый, принес много смыслов и пониманий, в каком направлении мы будем двигаться в ближайшее время, и я уверена, что уже совсем скоро мы увидим результаты.

- Существует мнение, что в стране уделяется внимание талантливым детям, детям, имеющим проблемы со здоровьем, а вот середина выпадает. Так это на самом деле или нет?

- Я часто повторяю, что любой ребенок талантлив по-своему, и мы должны приложить максимум усилий для раскрытия его способностей. Особенность подхода нашей страны – доступное и качественное образование для каждого, - еще раз повторюсь, для каждого! – ребенка, проживающего у нас, без исключения.

Вы нередко можете услышать словосочетание – «единое образовательное пространство». Но это не просто слова, за ними – огромная работа: с инфраструктурой, с содержанием образовательных программ, над повышением качества учебной литературы – большой список мер и единых требований. В этом списке значимое место занимают наши Всероссийские олимпиады. Система образования обязана быть доступна каждому, стирая рамки каких-то внешних обстоятельств: смена места проживания, смена школы, любые иные факторы.

По итогам года у нас почти в каждой четвертой школе создана универсальная безбарьерная среда и комфортные условия детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам. Работа в этом направлении продолжается. Но, повторюсь, мы охватываем все группы.

Вы знаете, что у нас в стране половина школ сельские, половина из которых малокомплектные, и это также требует особого внимания. Национальный проект «Образование» закладывает существенную помощь сельским школам, в ближайшее время мы обновим материально-техническую базу 16 тысяч сельских школ.

- По вашему мнению, почему так упорно держится в обществе мнение, что учить детей стали хуже?

- Прежде всего, скажу, что такой педагогической школы, таких традиций, которые есть у нашей страны, вы просто не найдете нигде в мире. Педагоги радеют душой за свое дело, а дети включаются в образовательный процесс уже с детского сада. У нас высочайший уровень подготовки воспитателей уже на уровне дошкольного образования, в то время как во многих странах такая профессия вообще отсутствует.

Результаты международных олимпиад, на которых наши школьники из года в год неизменно в числе лидеров, только в этом году у нас 38 медалей из которых 22 – золотые, победы на первенствах профессионального мастерства, все это наглядный показатель качества отечественной педагогики.

Мы участвуем в оценках качества школьного образования, видим результаты международных сопоставительных исследований, которые с каждым годом приобретают все большее значение для международного сообщества. Наши младшеклассники одни из самых сильных в мире. По ряду предметных областей сохраняем хорошие позиции и в старшей школе, но проблемы начинаются с функциональным чтением.

Школа должна помогать ребятам мыслить, реально представлять ситуацию и переносить знания в практическую плоскость. Поэтому мы планируем менять подходы к задачам в средней школе. Хорошо, когда ученик может рассказать, чему его научили на уроке, но применить знания на практике – совсем иная новая качественная плоскость.

Первые материалы для таких задач будут готовы весной 2019 года. Тогда же планируется провести их апробацию, сейчас с этим работают эксперты Российской академии образования. На всех этапах и до, и после мы будет обсуждать шаги с широким экспертным сообществом.

- Если бы вы были директором школы и выбирали учителя, кого бы вы выбрали – лучше знающего свой предмет или лучше знающего психологию ребенка? Какой учитель сегодня важнее? (Это при условии, что идеальных – харизматичных и владеющих абсолютным знанием предмета, видимо, не бывает).

- Учитель – предметник, психолог. Творческий человек. Он должен любить детей и свою работу. Без этого обязательного условия будет очень трудно. Наверное, отмечу здесь два ключевых момента.

Взваливать все задачи и проблемы на плечи учителя – неверный подход, и мы сейчас активно разворачиваем службу психологической помощи в системе образования. В школах должны быть психологи, люди к которым могут обратиться и ученики, и сами педагоги, и управленческие кадры.

И второе, педагогический труд всегда оттачивался опытом и стажем. Раньше, в советской системе, широко было развито наставничество. Сейчас мы возвращаем это понятие в школу, вводим такие должности как «старший учитель» и «ведущий учитель». Первые возьмут под свое крыло методическое сопровождение работы учителей. Ведущий же учитель – настоящий наставник, который всегда окажет помощь начинающим, молодым педагогам. И это будет во многом творческий процесс внутри педагогического сообщества. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2576
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3987
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7569
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11162

Другие новости