Эксперты уверены, что исправить ситуацию с детским чтением в стране поможет «китайский опыт». Фото агентства «Москва»
На заседании в Совете Федерации Министерству просвещения поступило предложение провести отдельное исследование по чтению среди учеников средней школы. Напомним, что ранее министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что четверть населения страны не владеет функциональным чтением, то есть не в силах осмыслить и пересказать прочитанный текст. По ее словам, проблемы начинаются в довольно раннем возрасте. В своих докладах министр Ольга Васильева опирается на данные международных исследований по чтению, где Россия выглядит не лучшим образом.
По данным главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, интерес к литературе среди школьников возрос. «Я вижу по выбору выпускников, что предмет «литература» чуть-чуть из этой ямы выходит, может быть, не так быстро, как хотелось бы, постепенно», – сказал он на заседании комитета по образованию и науке в Совете Федерации.
По ранее сделанному заявлению Ольги Васильевой, в функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. От 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Перед Россией стоит задача к 2022 году вернуться в пятерку стран по навыкам функционального чтения, заметила министр.
Надо отметить сразу, что это сверхзадача, потому что за 18 лет больших успехов Россия там так и не добились. Например, с момента первого участия в международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) – тесте, оценивающем грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, в котором участвуют подростки в возрасте 15 лет. Так вот в 2000 году Россия была по читательской грамотности на 27-м месте. А в 2016-м – на 26-м. В промежуточные годы ее рейтинг то поднимался, то падал (аж до 38-го места).
Главный вопрос в связи с этим – как этого добиться. Как рассказала обозревателю «НГ» президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) Татьяна Жукова, в принципе как это сделать – рецепт есть. Важно, чтобы почин снизу, который, кстати, уже есть, был поддержан на высоком государственном уровне. Она же рассказала, что изучала опыт Китая, который как раз стремительно поднялся в рейтингах функциональной грамотности. Татьяна Жукова ездила в самые глухие провинции КНР и увидела, что же именно способствовало успеху китайских школьников. По ее мнению, это поддержка на государственном уровне инициативы «Читающая мама». Читать вслух и везде взрослым с детьми там стало модно. Читают мамы, читают артисты, читают чиновники. В самой глухой провинции детские мероприятия превращаются в занимательное чтение вслух.
На днях на круглом столе в Российском союзе женщин (РСЖ) сообщили о присоединении к российскому проекту РШБА и книжного союза «Читающая мама», который стартовал осенью этого года. «Понимаете, – говорит Татьяна Жукова «НГ», – одним «детским» чтением проблему не решишь. Нужно поднимать семейное чтение. Обратите внимание на такую цифру. Недавно известный психолог Марьяна Безруких провела исследование об активно использующемся словарном запасе родителей. Исследование коснулось 61 региона России. И оказалось, что родителям для общения в семье и с ребенком хватает 600 слов… Ну что еще тут скажешь!»
С Татьяной Жуковой согласна специалист по детскому чтению, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) Татьяна Галактионова. Почему именно у младшеклассников сегодня случилась такая проблема с чтением, о которой упомянула министр просвещения Ольга Васильева? Да потому, сетует Татьяна Галактионова, что сегодня родителями стало поколение 90-х. Это поколение, которое, говоря на языке специалистов, не получило «читательскую прививку». Все помнят тот сложный период развала советской школьной системы, когда менялись школьные программы и ушел строгий контроль за детским чтением. Семьи нищали, забота о хлебе насущном заслонила все другие проблемы. В результате чего и возникла такая ситуация, что современный ребенок читает девять минут в сутки, причем эти минуты еще и сокращаются. На наш вопрос, поможет ли улучшению ситуации ужесточение положения со школьным чтением (требовать жестко с учеников прочтения обязательного списка художественной литературы), Татьяна Галактионова ответила, что да. Это в любом случае поможет привитию навыка к чтению. Профессор также ответила на вопрос, является ли проблема функциональной грамотности только темой повестки сегодняшнего дня. Разумеется, эта тема присутствовала и раньше. Только с потоком информации, который принес нам Интернет, значимость этой темы сильно возросла. И это проблема международного масштаба. И еще мы задали вопрос всех мам: можно ли читать книжки невысокой художественной ценности, так называемую бульварную литературу? Услышали в ответ, что, безусловно, нужно, если это интересно ребенку. А иначе тоже мало чего добьешься.
Напоследок Татьяна Жукова открыла таблицу об уровнях читательской грамотности, которые проверяет международное исследование PISA, и наглядно продемонстрировала места, где находятся китайские школьники и где мы. Школьники КНР сегодня на пятом уровне овладения грамотностью чтения. Это означает «полное понимание прочитанного текста; нахождение информации в тексте; интерпретация его и рефлексия на содержание текста, его форму и оценка». Российские школьники на втором уровне овладения грамотностью чтения, что означает «нахождение информации в сформулированном явно виде, способность делать самые простые выводы на основе прочитанного, выявлять смысл основных частей текста и высказывать свою точку зрения, обосновывая ее фрагментами из текста».
«Есть еще такой момент, – сказала «НГ» Татьяна Жукова, – у нас, с одной стороны, школьники побеждают в разного рода интеллектуальных соревнованиях, что, конечно же, прекрасно! Но с другой стороны, совершенно выпала из внимания общества и властей середина – обычные школьники. И низкий уровень функциональной грамотности у этих детей – очень большой повод для беспокойства. Именно таким народом очень легко манипулировать. И думается, желающие сделать это всегда найдутся!»
комментарии(0)