Министр просвещения Ольга Васильева призывает родителей развивать своих детей «без фанатизма». Фото с сайта www.edu.gov.ru
Школам в России необходимо вернуть домашний климат во избежание психологического выгорания у детей, заявила недавно министр просвещения РФ Ольга Васильева на встрече с педагогической общественностью в Хабаровске. «По сравнению с 1978 и 1981 годами мы не увеличили в разы количество часов в недельном цикле, но загруженность наших детей фантастическая», – заявила министр.
Ольга Васильева считает, что на перегруженность детей влияет много факторов, в том числе родительский «фанатизм», когда взрослые хотят, чтобы их ребенок занимался в десятках кружков. Здесь стоит напомнить, что показатели охвата детского населения дополнительным образованием еще не достигнуты. Недавно заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина заявила, что к 2020 году дополнительным образованием будут охвачены 75% детей от 5 до 18 лет. Сегодня охват, согласно мониторингу Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), еще не достиг 70%. То есть предложений родителям чем занять ребенка будет еще больше.
По данным опросов ВШЭ, во всех субъектах Российской Федерации этот рост происходит как за счет организаций дополнительного образования, так и в рамках расширения участия детей в кружках и объединениях на базе школ. Охват детей платными образовательными программами дополнительного образования остается несущественным (8%), но имеет незначительную тенденцию к росту. Рост показателя охвата детей происходит в объединениях разной направленности, отмечают социологи ВШЭ. Наиболее популярными остаются спортивные кружки и художественные объединения. А вот показатель вовлечения детей в объединения научно-технической направленности остается невысоким.
Участие детей в объединениях разной направленности имеет региональную специфику. Так, в республиках Северного Кавказа наиболее популярен спорт, в то время как в Москве – художественная направленность. При этом практически не меняется качественный состав (наличие высшего образования) педагогических кадров и увеличивается доля педагогов пенсионного возраста, доля же молодых педагогов продолжает снижаться. К счастью, улучшается материально-техническая база дополнительного образования детей.
Это согласно сухой цифровой статистике. Ну а если смотреть отчеты по опросам населения чуть подробней, то выясняется, что некоторые современные родители чуть ли не устраивают негласное соревнование, у кого ребенок каких кружков больше посещает. На ребенка порой работают целые семьи. В мегаполисах некоторые мамы и старшие родственники, включаясь в подобную гонку, перестают думать о своих нуждах, передвигаясь с ребенком из одного центра развития в другой. И к этому их подгоняют не только лучшие побуждения, собственные профессиональные неудачи или эгоистичные желания, а сама система начального и среднего образования сегодня, построенная на конкуренции. Всевозможные соревнования и конкурсы «Ты супер!», «Ты стар», рейтинги школ, учителей, учеников и т.д.
Как свидетельствуют официальные данные, загруженность кружковой деятельностью – это все-таки проблема отдельных семей. Потому что не менее этого школьники страдают от плохих предметных программ и невысокого уровня подготовки учителей. А еще страдают в психологическом плане от переоценки (или недооценки) родителями их способностей и личностных качеств. Так что лечить от психологического выгорания впору и некоторых родителей.
Собственно, а что родители с их неадекватной оценкой детей! И сами власти, несмотря на обилие разных национальных проектов и федеральных программ, никак не могут выработать и обозначить какие-то внятные и понятные всем цели детской политики в РФ. Это еще недавно на каждом углу висел лозунг «Талантливые дети – наше будущее!». Родительская общественность оказалась недовольна, ВЦИОМ отследил эти колебания, лозунг незаметно убрали. В основном из-за того, что до конца неясно, что такое собственно «одаренность» ребенка. Только убрать такой слоган стоило по другой причине.
В этом случае эксперты обычно приводят слова Скотта Мюррея, канадского ученого, который еще несколько лет назад активно выступал на научных конференциях в РФ. На одной из конференций в 2014 году он рассказывал, как провел исследование на примере нефтеносного штата Альберта в Канаде. Там, по данным международных исследований, абсолютные показатели грамотности относительно остальной Канады были достаточно высокие. Но при этом разрыв между наиболее и наименее грамотными был одним из самых больших. Проанализировав экономику этого региона, Скотт Мюррей доказал, что, если бы школы доучили всех, кто живет в нем, хотя бы до третьего уровня функциональной грамотности, экономика региона приросла бы втрое.
Напомним, что уровней функциональной грамотности пять и российские школьники, согласно последним международным исследованиям PISA, находятся на низком, 2-м уровне. И Мюррей предупредил, что в России очень много внимания уделяют одаренным детям. Но все дело в том, что те, кого хорошо подготовили, уже не собственность одного государства – это собственность всего мира. Экономика давно глобальная, и люди едут работать туда, где им предлагают более выгодные условия. А вот те, на кого не обращали внимания в средней школе, остаются дома. И их нужно будет кормить, платить им социальные пособия и поддерживать, если их не научили позаботиться о самих себе. То есть не «Талантливые дети – будущее нашей экономики!», а «недоученные дети – большой риск для нашей экономики».
комментарии(0)