Абитуриенты и студенты из других стран мира не должны испытывать сложностей в поиске информации на веб-сайтах наших университетов. Фото РИА Новости
До последнего времени создание официальной версии сайта вуза на иностранных языках было делом добровольным. И добровольно такие сайты функционировали чуть более чем у 60% российских вузов (данные доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2017–2018)»).
В соответствии с федеральным проектом «Экспорт образования», входящим в национальный проект «Образование», все российские университеты должны иметь официальные сайты на иностранных языках в соответствии с запросами иностранных абитуриентов и студентов к 31 декабря 2019 года. Безусловно, введенная норма должна повысить прозрачность и доступность российского образования для иностраннфых абитуриентов. Но все, как всегда, в деталях.
Размещение информации на сайте вуза регламентируется постановлением правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Речь идет о русскоязычной версии сайта вуза. Не вдаваясь в дискуссию о необходимости регламентации на государственном уровне вопросов размещения и обновления информации на сайте вуза, остановимся на новой норме для российских вузов.
Первый вопрос, который встает перед вузом: подпадает ли иноязычная версия сайта вуза под это постановление правительства? Вопрос не праздный – если да, то переводить на иностранные языки придется локальные нормативные акты, отчеты о самообследовании, декларации о доходах ректора и его заместителей и далее по списку. Большая и ненужная работа, которую во многих случаях, как показывает практика, будет делать Google-переводчик. И вся эта представляемая информация и качество перевода скорее напугают иностранного абитуриента, чем повлияют на выбор в пользу обучения в российском вузе.
По идее, российским вузам должны быть направлены разъяснения и рекомендации по исполнению новой нормы в отношении иноязычных сайтов учредителем. Надо сказать, что целый ряд вузов, безусловно, имеют превосходные англоязычные сайты, которые успешно конкурируют с сайтами ведущих зарубежных вузов, но... Вряд ли они удовлетворяют Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на русском языке. И, более того, если они выполнят все требования этих правил – вряд ли будут в дальнейшем успешно конкурировать.
С 2015 года РСМД ведет рейтинг англоязычных сайтов российских университетов в рамках проекта по электронной интернационализации российских вузов. В последнем рейтинге 2017–2018 годов в пятерку лидеров вошли НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Сколковский институт науки и технологий.
Исследования сайтов вузов ведут и зарубежные организации, к примеру, компания QS, специализация которой – рейтингование университетов мира. В частности, в ее исследовании How Do Millennials Research University: The Online Journey for Prospective Undergraduate Students in the UK отмечается, что вузовские сайты играют ключевую роль для иностранных абитуриентов.
В докладе QS сообщается, что иностранные студенты испытывали затруднения в поиске ключевой информации на веб-сайтах университетов: около 56% респондентов указали на сложности в поиске информации о стоимости обучения; 39% – о процессе подачи заявок и сдаче вступительных экзаменов; более трети – о подробной информации о содержании курсов; 21% – с поиском информации о визах; чуть менее 10% испытывали трудности с поиском местонахождения вуза.
Известно, что большинство пользователей решают, хотят ли они оставаться на веб-странице менее чем за 10 секунд; чтобы задержать внимание пользователей на сайте, они должны получить то, что они хотят, в три клика или меньше. Большинство сайтов теряют 60% пользователей на главной странице и 80% – в течение трех кликов после. Все это касается и сайтов вузов.
К примеру, продвинутые зарубежные сайты вузов содержат отдельные разделы для граждан целевых стран, скажем, для абитуриентов из Китая.
Надо сказать, что ежегодные видеообращения ректора к родителям, абитуриентам, выпускникам или по конкретному случаю – практика достаточно распространенная в зарубежных вузах. Трудно сказать, насколько она действенна, но в любом случае она выглядит живее российской: на главной странице сайта российского университета, как правило, размещается фото ректора в лучшие годы и его слова на все времена и для всех народов (до следующей реконструкции сайта).
Другая практика, получившая распространение в последние годы, – создание и поддержка мобильных версий сайтов вузов. По данным исследования E-Recruiting Practices Report for Four-Year and Two-Year Institutions E-Expectations 2014 года, популярность мобильных сайтов вузов значительно выросла. Среди опрошенных в рамках исследования вузов, не имеющих мобильных версий, более половины планируют их создать в течение года: 59,4% частных вузов и 58,8% государственных вузов; в течение двух лет – 21,9% частных вузов и 26,5% государственных вузов.
В общем, о сайтах российских вузов можно говорить много. Как изменятся англоязычные сайты российских вузов, мы увидим 1 января 2020 года. В любом случае российским вузам предстоит большая и интересная работа!
комментарии(0)