На смене «Сотрудничество» дети сами решали, как нести добро людям. Взрослые не мешали. Фото © РИА Новости
Летом 1989 года ЦК ВЛКСМ и Госкомитет СССР по народному образованию впервые пригласили старших школьников вместе с их преподавателями и вожатыми на всесоюзный сбор. Уникальная детско-взрослая смена «Сотрудничество» проходила на берегу Черного моря, в пионерлагере «Орленок».
На третий день ежевечерней рефлексии у отрядных костров, тренингов педагогического общения и мастер-классов учителя из регионов стихийно собрались в актовом зале и потребовали отставки руководства слета. «В этом лагере невыносимо, оргкомитет ничем не управляет», – негодовали ораторы, а зал скандировал: «Ди-ско-те-ку!» Известный писатель, не без усилий пробившийся на сцену, почти простонал: «Давайте снимем агрессию. Как бы ни было здесь плохо, здесь хорошо!»
Следующий день начался с общего (и детей, и взрослых) сбора, но и он в итоге раскололся пополам: слева сторонники традиций, справа реформаторы. Дети тоже разошлись по политическим квартирам. «Для меня стало почти физическим предчувствие непоправимого», – вспоминает очевидец тех событий белорусский методолог Александр Полонников...
Участникам смены «Сотрудничество» в «Орленке» был отведен «на перестройку» месяц. Но у видного ученого Олега Семеновича Газмана, который инициировал сбор, были особые козыри. Он пригласил в группу обеспечения (в «ГРОБ», как они шутили) легендарных воспитателей, когда-то работавших здесь вместе с ним вожатыми. Заодно попросил и ЦК комсомола направить делегатами людей, увлеченных «Педагогикой общей заботы» – коммунарской методикой.
Приехавшие (учителя, завучи, заместители директора по внеклассной работе, чиновники районных отделов народного образования) на роль соавторов «Педагогики сотрудничества» не претендовали. Но и отставать в деле просвещения не собирались. Надо освоить коммунарство? Три-четыре, начали! Только, чур, без нюансов, покороче, нарежьте нам его, как азбуку, чтобы удобно было отчитаться. «Что ж, перестраиваемся на ходу. Придется открывать педагогические мастерские и заниматься ликбезом», – понимающе откликнулись в оргкомитете праздника идей, внезапно обернувшегося курсами повышения квалификации управленцев низшего звена.
При этом политическая ситуация на сборе накалялась: на одном полюсе были делегаты из Литвы, чей комсомол за неделю до встречи в «Орленке» заявил об автономии и отделился от ВЛКСМ. На другом – отряд барабанщиков из древнерусского городка, каждое утро выходивший на пионерскую линейку со знаменем КГБ СССР.
Вдобавок интригу необычной смены дополнил конфликт отцов и детей. В один из первых дней девятиклассница Таня Дмитрук из Белоруссии предложила двум учительницам покинуть мастерскую, так как они заговорили диктующими голосами.
– Ребята, скажите, мы, взрослые, вам мешаем? – вопрошал взявший микрофон Олег Газман.
– Мешаете. За вами идут слабые. За учителем идти выгодно. А мы сами должны решить, как нести добро людям, – поддержал свою ровесницу Дима Кошевой.
«Кризиса в воспитании нет, не обобщайте! Не судите по своим дружинам!» Это доказывали отцы. А дети оперировали фактами: как же, мол, нет? А шесть миллионов выбывших подростков – это не кризис комсомола?
«Пригласив на берег моря взрослых и детей, государство тем самым впервые признало стратегию сотрудничества, – подчеркивает жена и соратник Олега Газмана Нелли Григорьевна. – Организаторы делегировали школьникам равные со взрослыми права. Это было неслыханно: со страниц газеты идеи педагогов-новаторов входили в воспитательную жизнь».
При этом сбор был насыщен коллективными творческими делами (КТД): фестиваль педагогических идей, конкурс гармонически развитых личностей, политический ринг... «Безобразие, – собирались протестующие у информационного табло, – обязательно диспут с Соловейчиком надо проводить утром, когда открывается мастерская у Тубельского?!»
«Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Надо где только можно предоставлять его детям», – начертано в манифесте «Педагогика сотрудничества». Самое интересное, что в отличие от взрослых их воспитанники сочиняли свою жизнь самозабвенно. «Дети вообще оказались на голову выше взрослых. Двадцать из тридцати дней сбора были посвящены борьбе за них», – свидетельствует детский врач Андрей Лекманов.
По мнению профессора Московского государственного педагогического университета Александра Иванова, если сравнить сбор с лайнером, то траектория, которую придумал для него Олег Газман вместе со своей командой, была очень сложной. Сначала приезжают дети, и только через 10 дней взрослые. Но совсем не те, которых ждали, как оказалось на поверку. И самолет стал заваливаться, не успев оторваться от ВПП. «Как он вытащил его в штатный режим, не понимаю до сих пор», – признается Иванов.
Обратная связь от учителя добывалась по крупицам, ради этого стойки у главной эстрады были украшены забавными плакатами вроде «Спор не конфликт, а вид коллективной работы», «Мимика и жесты в качестве аргументов не принимаются»...
«Он собирал детский сбор, а в голове держал страну. Гражданской войны не было, потому что каждый участник смены ощущал в руке живую ниточку, которая протянулась от делегата к делегату (включая и наших партнеров по смене из ЦК ВЛКСМ) через все республики еще живой империи», – отмечали журналисты, освещавшие работу форума.
комментарии(0)