Детям и самим матерям-перфекционисткам приходится жить довольно напряженной жизнью. Фото PhotoXPress.ru
На протяжении последних десяти лет много разговоров ведется о таком явлении нашей жизни, как детоцентризм («интенсивное материнство»). Явление – глобальное, захватывающее все больше стран. При этом «интенсивное материнство» – это не всегда добровольный выбор женщин, нередко решение о максимальном участии родителей в жизни ребенка принимается под давлением общества и школы. Это выяснили социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Немного упрощая, можно сказать, что это школа заставляет родителей включаться в гонку за «успешность» детей в будущем. Не будешь включаться в жизнь ребенка сегодня – будешь кормить его со своей пенсии в будущем, пугает матерей современная народная мудрость. Вот родители и стараются. Если начать диалог с приятной московской мамой, то она обязательно расскажет, что в среднем ее чадо посещает от трех–пяти кружков регулярно, а два–три – периодически. При этом мама либо работает сама и берет для похода по дополнительным занятиям няню, либо не работает, а живет «по кружкам», то есть по часам расписаний внешкольной занятости ребенка. Отцы, как правило, в жизни ребенка участвуют реже, они в семье – добытчики.
С детского сада у малолеток есть: английский, танцы, борьба, «драмкружок, кружок по фото»… В выходные – мастер-классы, научные шоу и проч. и проч. Даже если идти туда детям не хочется, родители все равно приволокут их. Надо бежать, чтобы успеть вскочить в социальный лифт, который доставит в лучшее будущее.
Сотрудник НИУ ВШЭ Ольга Юсупова дает современным родителям такую характеристику. «Современные дети и родители – люди целеустремленные и упорные. Это труженики, старающиеся достичь совершенства. У них нескончаемые курсы интенсива: по правильному воспитанию детей, достижению успехов в школе. Нагрузка большая, но и обучение быстрое, в темпе цифровой эпохи».
Итак, сегодня все живут в борьбе. Семьи соревнуются в родительской компетентности. Дети – за пятерки, победы в олимпиадах и конкурсах. В общем, активное родительство и насыщенное детство становятся привычной практикой, считают современные социологи. Инвестиции в школьников – время, усилия, средства – все растет.
О том, что детям и самим матерям-перфекционисткам приходится жить довольно напряженно, свидетельствуют данные опросов, которые приводит в своей работе Ольга Юсупова. «Пара дней в неделю не были заняты кружками… Я с нетерпением ждала этих свободных дней, чтобы можно было после школы остаться дома или погулять с друзьями», – пишет одна из учениц. А мама школьницы выпускного класса жалуется: «Часто большие объемы уроков становились причиной истерик у дочки».
Матери стараются быть постоянно в курсе школьных и внеурочных дел, замечает Ольга Юсупова, изучив ответы женщин в анкетах. Кстати, и сама российская школа как социальный институт настроена на активное участие родителей в учебе ребенка. На начальной ступени участие взрослых в выполнении домашних заданий практически неминуемо. Так же как и на старшей ступени – участие репетиторов. Но сторонницы интенсивного материнства стараются еще и изучить своего ребенка, получить какие-то дополнительные знания из психологии ребенка и наладить с ним эмоциональный контакт.
И при этом, как считают социологи, активное родительство не всегда добровольный выбор родителей. Для многих это опыт внешнего давления (школы и общества в целом), которому «помогает отчасти естественно, отчасти искусственно нагнетаемое чувство тревоги за будущее детей в рыночном обществе». Ольга Юсупова приводит слова матери девятилетней девочки: «Не заниматься с ребенком нельзя. Если ребенок чего-то не выучил, после школы учитель журит родителя за то, что тот плохо занимается, не объясняет, не бдит».
Мало того что ответственное материнство – это еще и не всегда добровольное начало, так еще и на фоне всех усилий в силу собственного перфекционизма и прессинга общества родители часто ощущают, что недостаточно делают для детей. То есть совершенству предела нет.
В результате из-за быстрого ритма жизни многие матери не уделяют внимания своему здоровью и самореализации вне семьи. Такие матери часто жертвуют карьерой ради того, чтобы «хорошо воспитать детей». Многие выбирают низкооплачиваемые должности, гибкий график, «удаленку». Кстати, любопытная деталь для сравнения: в 1967 году, когда в Советском Союзе ввели второй выходной день, многие матери были недовольны: надо куда-то девать ребенка на выходные. Многие совсем были не готовы к тому, чтобы потратить время на своего ребенка.
«Интенсивное материнство в школьный период жизни детей выливается в постоянное психическое напряжение и усталость матерей, живущих в больших городах России», – делает вывод Ольга Юсупова. Но и дети устают. «Домашние задания ребенок делает через силу, – пишут мамы в опросах. – Приходится постоянно применять методы психологической поддержки, иначе начинаются неврозы». Тем не менее приверженцев такого «осознанного родительства» становится все больше.
комментарии(0)