В Университете Кампинаса, одном из ведущих в Латинской Америке, обучаются 39 тысяч студентов. Фото сайта unicamp.br
Процедура аккредитации, которой в течение последних 10–12 лет регулярно подвергаются российские вузы, вызывает в буквальном смысле ужас у руководства этих вузов и сильно отравляет жизнь всем, кто в них работает, – и профессорско-преподавательскому составу, и сотрудникам разных служб. Практика аккредитации в нашем отечестве заключается в том, чтобы досконально, вплоть до мелочей – имея в виду главным образом документы, – проверить работу вузов на предмет выполнения разных предписаний Минобрнауки и Рособрнадзора. Несмотря на то что аккредитация проводится примерно раз в пять лет, по ее завершении вуз немедленно приступает к подготовке нового восхождения на Голгофу (именно так она воспринимается в вузах).
А как эта процедура проводится за рубежом? Этим летом мне пришлось принять участие в международной аккредитации (external evaluation) одного из наиболее сильных в научном отношении не только в Бразилии, но и во всей Латинской Америке Университета Кампинаса (далее УК). Несмотря на молодость (университет открылся в 1966 году), в мировой классификации УК занимает 15-е место среди университетов моложе 50 лет; он второй в Латинской Америке в рейтинге QS университет и девятый среди стран БРИКС. В УК – 39 тыс. студентов.
Зимой я вдруг получил приглашение от ректора этого университета войти в комиссию, которая должна оценить работу вуза за 2014–2018 годы, хотя захватывался и 2020 год. Для меня это приглашение было неожиданным, поскольку в этом университете я бывал лишь однажды на конференции в 2009 году и впоследствии никаких связей не поддерживал. Не очень понимая, в чем конкретно будет заключаться моя миссия, я все-таки согласился. В конце марта в течение недели меня приглашали прибыть в Кампинас и оценить работу, связанную с подготовкой бакалавров, магистров, аспирантов, и уровень научных исследований. В нашей комиссии оказалось семь человек – два профессора из США, по одному профессору из ФРГ, Катара, Чили и Южной Африки.
Нам был выслан отчет-самообследование УК на 700 страниц. Только список используемых в тексте сокращений в нем занимал 12 страниц, настолько он был подробным. Уже беглое знакомство с отчетом показало, что система высшего образования в Бразилии далеко не идентична нашей. Поэтому, знакомясь с отчетом, я постоянно запрашивал пояснения, которые незамедлительно представлялись (замечу, что далее буду стараться использовать термины, которые приняты у нас).
Тем временем по миру начинал шествие коронавирус, а к середине марта уже было совершенно очевидно, что речь идет о пандемии. УК, к общему облегчению, решил отложить наш визит. Через полтора месяца, однако, УК предложил провести аккредитацию в онлайн-режиме через Zoom. Все члены нашей комиссии согласились.
Начиная с 22 мая каждую пятницу и до конца июля в течение двух-трех часов комиссия заслушивала и анализировала доклады руководства УК, причем каждый раз на встречах присутствовал и ректор УК, и все проректоры. Все они свободно говорили по-английски и последовательно (в форме детальных презентаций, дополнявших основной отчет) рассказывали о работе своих подразделений. Ректор рассказал о состоянии УК в целом. Далее последовательно обсуждались подготовка студентов-бакалавров (66 программ), магистров и аспирантов (160 программ; 1350 магистров и 1050 аспирантов), состояние и динамика научных исследований, культура и социальная активность (culture and outreach), международные связи, социальные и технологические инновации, сотрудничество с выпускниками, принципы управления университетом.
В течение трех-четырех встреч комиссия (уже без участия представителей УК) обсуждала, составляла и корректировала свой отчет с оценкой деятельности университета. Он занял 60 страниц, где говорилось о достижениях, недостатках УК и предлагались рекомендации на будущее. На последней сессии в Zoom комиссия представила свой отчет руководству УК.
Следует подчеркнуть, что все заключения в отчете комиссии носят исключительно рекомендательный характер. Если руководство УК сочтет рекомендации рациональными и достойными внимания, то постарается их реализовать. Комиссия и руководство УК общались не как «надсмотрщики» и «подчиненные» (что зачастую имеет место в нашей аккредитации), а как равные по статусу коллеги, которые делятся опытом и преследуют общую цель – улучшить работу вуза.
Не буду утомлять читателя информацией о работе и развитии УК, которая может быть интересна разве что специалистам. Отмечу лишь моменты, которые для нас покажутся не вполне обычными.
Бразильские вузы финансируются штатами. Так, бюджет УК составляет 2,2% от бюджета штата Сан-Пауло. Отчет нашей комиссии будет предоставлен руководству штата Сан-Пауло, которое также может извлечь какие-то выводы в своем управлении УК.
Три кандидата на должность ректора университета избираются ученым советом бразильских вузов, но выбор ректора осуществляет губернатор штата. Срок пребывания на посту ректора (всего!) четыре года без права повторного избрания. Наша комиссия сочла это правило слишком жестким и рекомендовала Министерству образования штата Сан-Пауло разрешить повторное избрание еще на один срок.
Ни ректор, ни проректоры не получают никаких добавок к своему жалованью. То есть их зарплаты не отличаются от зарплат профессоров университета (что вряд ли справедливо, так как административная работа не может не отвлекать от активного продолжения исследований, а следовательно, ограничивает возможности в участии в конкурсе грантов). Средняя зарплата сотрудника УК равна примерно 1800–2000 американским долларам.
Следует обратить внимание на то, что все руководство университета владеет свободно английским. Это значит, что оно знает о состоянии мировой науки из первых рук, а не досужих пересказов помощников и средств массовой информации. Основной массив преподаваемых в УК курсов ведется на португальском языке, хотя на ряде междисциплинарных программ некоторые дисциплины преподаются на английском. На уровне магистратуры и аспирантуры владению английским языком уделяется особое внимание, поскольку ныне это lingua franca.
Выпускники УК возглавляют примерно 700 дочерних компаний, которые опираются на потенциал университета, выполняют совместные проект и делят прибыль от разработок.
До недавнего времени, когда сотрудники бразильских университетов выходили на заслуженную пенсию, она оплачивалась из бюджета университета. Тем, кто вышел на пенсию с 2013 году, уже назначается государственная пенсия, но университеты продолжают выплачивать пенсию тем сотрудникам, кто вышел раньше.
Бразилия находится на другом конце света. Она достаточно успешно развивается. Ее вузы устремлены в будущее. Они открыты миру, аккумулируют мировой опыт и готовы изменяться, чтобы соответствовать лучшим мировым образцам.
комментарии(0)