Сегодня одна треть проживающих в психоневрологических интернатах никогда и нигде не учились, хотя многие из них могли бы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Министерство просвещения РФ разослало по регионам письмо с рекомендациями для ПМПК – психолого-медико-педагогических комиссий. Сейчас ПМПК обследуют только детей до 18 лет, для того чтобы дать им рекомендации по обучению. Теперь комиссиям предложено изменить порядок работы и начать обследовать взрослых тоже. Это позволит получить образование людям, которые находятся в психоневрологических интернатах (ПНИ). На сегодняшний день из 300 тыс. проживающих в ПНИ 100 тыс. никогда нигде не учились.
«Читать меня научила воспитательница Галина Николаевна, – говорит Екатерина Тимочкина, которая 10 лет провела в детских домах-интернатах для детей с умственной отсталостью Самарской области. – Мне было лет 12. Нас было двое на все учреждение, кто умел читать по слогам, – я и Леша. В 18 лет я перешла в психоневрологический интернат. В нем, кроме меня, читать не умел никто. Там учиться было совсем нельзя и нечему. Был только дефектолог, с которым мы писали графические диктанты: три клетки вправо, две – влево».
Екатерине помогли восстановить дееспособность, сменить учреждение и поступить в интернет-школу. Сейчас она окончила 10 классов, думает о колледже. Но это стало возможным только потому, что Екатерина смогла выйти из системы ПНИ и перейти в дом престарелых. «В ПНИ все возможности обучения заканчиваются», – поясняет Мария Янчева, координатор проекта по улучшению качества жизни людей, живущих в ПНИ, «Открытые двери».
«В психоневрологических интернатах есть люди, которые, может, и не умеют читать и писать, но какие-то основы у них имеются, – рассказывает Мария Янчева. – Человек мог до ПНИ начать учиться в школе или колледже либо даже просто заниматься с воспитательницей или волонтером в детском интернате. Но при переводе во взрослый интернат обучение не продолжается. И неважно, умеет ли он в этот момент считать до 10 или складывает в уме трехзначные числа, – всё. И это касается людей с разными возможностями здоровья. Мы работаем в отделении милосердия с тяжелыми, лежачими людьми. Мой подопечный Михаил умеет считать по крайней мере до четырех. Может, он мог бы и до пяти. Но дальше ничего не происходит. В нескольких регионах мы опрашивали проживающих в ПНИ, кто умеет писать. Выяснилось, что многие обучены срисовывать буквы своего имени, чтобы подписывать документы. И больше они ничего не умеют, потому что считаются необучаемыми. Но если они эти буквы научились писать, значит, и другие смогут?»
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, был принят новый закон об образовании. Специалисты начали говорить том, что люди, не получившие ранее образования, в том числе и потому, что ранее считались необучаемыми, могут его получить.
«Право на образование есть у всех, – подчеркивает исполнительный директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Александра Фадина. – Конечно, мы понимаем, что в ПНИ есть тяжело больные люди, те, кто почти не передвигается, и учиться пойдут далеко не все. Но есть те, кто хочет, и для них уже адаптировали школьную программу до двухгодичного курса. Надо только определить рекомендации по организации их обучения, то есть созданию специальных образовательных условий. И вот тут существует проблема».
Сложность в том, что ПМПК, которые и должны определить образовательный уровень человека и разработать для него рекомендации, не работают и никогда не работали со взрослыми. И это является практически непреодолимым порогом в ряде вопросов для человека, живущего в ПНИ. Поэтому специалисты возлагают большие надежды на письмо с рекомендациями Министерства просвещения «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», которое 1 сентября было разослано в регионы. В нем, в частности, отмечается: «Минпросвещения России напоминает о необходимости обеспечения качественным доступным образованием всех без исключения граждан РФ, в том числе лиц, достигших совершеннолетия».
Для организации общего и профессионального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Министерство предлагает региональным властям определить образовательные организации, в которых можно будет обучать данную категорию людей; ввести в порядок хотя бы одной ПМПК в регионе положение об обследовании лиц старше 18 и использовать уже подготовленную адаптированную программу.
«Сейчас некоторые регионы стоят насмерть: «Мы работаем только до 18 лет», – продолжает Александра Фадина. – Мы надеемся, что это письмо сможет переломить ситуацию. Тем более что несколько регионов – например, Ставропольский край, Новгородская область – уже два года учат взрослых в ПНИ по адаптированной программе для детей с нарушением интеллекта».
комментарии(0)