0
3161
Газета Образование Интернет-версия

07.10.2020 18:55:00

Цифровая "камера хранения" молодежи

Отношение к профтехобразованию может поменяться только со сменой поколения

Тэги: образование, профтехобразование, екатерина есенина, интервью


образование, профтехобразование, екатерина есенина, интервью Конкурсы WorldSkills – это прежде всего инструмент для повышения престижа системы профтехобразования. Фото с сайта www.worldskills.ru

О том, почему современным родителям все равно, что выбрать для своих детей – высшее образование или среднее профессиональное, и каким оказался цифровой след в системе СПО, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказывает ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук Екатерина ЕСЕНИНА.

Екатерина Юрьевна, интересная у нас дата сегодня – системе среднего профтехобразования (СПО) 80 лет. Напомню, что 2 октября 1940 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах». И это послужило толчком для открытия профтехучилищ по всей стране. Что из себя представляла СПО ранее, понятно – готовила конкретные кадры для конкретного производства. А каков портрет типичного абитуриента СПО сегодня?

– Давайте прежде всего различать выпускников программ подготовки рабочих и выпускников программ подготовки специалистов среднего звена. В первой группе изменения невелики, а вот облик специалиста среднего звена поменялся значительно. Стоит отметить, что в последние 5–10 лет все больше абитуриентов с высоким средним баллом школьного аттестата (4,5–5) идут в СПО именно на специальности, обеспечивающие современные технологические процессы. Они требуют серьезного уровня подготовки, вполне соперничают с бакалавриатом и обеспечивают овладение несколькими рабочими профессиями. Это мотивированная молодежь, ориентированная на будущую профессиональную деятельность.

Наверное, приток сильных абитуриентов происходит оттого, что изменилось отношение самого правительства к системе СПО. Вместе с тем сама система подготовки кадров СПО не очень-то изменилась. Конечно, сегодня подтянули сюда чемпионаты WorldSkills. Стали готовить чемпионов среднего звена. И российские команды теперь часто побеждают на международных соревнованиях. Но хочется спросить: а что дальше? Как, например, правительство собирается встраивать систему СПО в экономику страны?

– Об отношении власти к системе СПО можно судить по ориентирам, которые задают национальный проект «Образование» и федеральный проект «Молодые профессионалы», а также меняющаяся федеральная нормативная база. На федеральном уровне создаются условия для обновления и развития инфраструктуры и материально-технической базы региональной системы СПО. В 2019–2020 годах вышел ряд нормативных документов (поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы и распоряжения Минпросвещения), ориентированных на развитие практической подготовки студентов, обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, развитие партнерства с работодателями, внедрение наставничества и создание воспитывающей образовательной среды. Остальное во многом зависит от региональных правительств и министерств.

В отношении WorldSkills могу сказать, что здесь все-таки уже сложилось понимание, что это не только чемпионатное движение, где проходят подготовку участники этих соревнований. Это инструмент для повышения престижа системы СПО, привлечения к ней внимания со стороны молодежи и семей, а также для внедрения в ежедневный образовательный процесс подходов, сложившихся на международном уровне. Среди таких подходов синхронизация теории и практики, междисциплинарность, построение индивидуальных образовательных траекторий

Такие подходы все больше проникают в отечественную практику СПО. Недавно в ФИРО РАНХиГС прошла Всероссийская конференция, посвященная вопросам интенсификации и оптимизации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании (СПО). В центре внимания участников конференции были как раз вопросы эффективности программ СПО, развития их гибкости, изменения методов и технологий обучения.

А вот встроенность системы СПО в российскую экономику в будущем зависит от путей развития самой экономики. Путь цифровой трансформации очевиден, но, как и в большинстве других стран, он в России находится на начальной стадии. Современные российские производства неоднородны, и сегодня есть развилка – готовить для «здесь и сейчас» или на опережение.

Вы упомянули о начале цифровой трансформации. А как она влияет на систему СПО уже сегодня? Что она изменила?

– В современных исследованиях фигурирует разработанная доктором Рубеном Пуэнтедурой так называемая модель SAMR. Она состоит из четырех этапов. Подмена (Substitution) – цифровые технологии просто заменяют традиционные. Накопление (Augmentation) – цифровые технологии становятся инструментом оптимизации в решении учебных задач. Модификация (Modification) – существенные функциональные изменения происходят в образовательном процессе и взаимодействии его участников. Преобразование (Redefinition) – постановка и решение новых педагогических задач, которые не могли быть решены ранее.

Скорее всего система СПО в нашей стране пока находится на втором этапе. Накоплению технологий и опыта их использования во многом способствовала ситуация с пандемией COVID-19. Но осмысление накопленного и модификация – цифровая трансформация – у России еще впереди. Таков объективный путь развития общества, экономики, образования.

Еще несколько лет назад СПО справедливо называли «камерой хранения» для молодежи. Или системой «передержки» молодежи. Относились к ней, мягко сказать, как к чему-то маргинальному. Изменилась ли в конечном итоге ситуация сейчас?

– Говорить о конечном итоге еще рано, поскольку и общество, и система СПО продолжают меняться и развиваться. Ключевым фактором для ответа на этот вопрос будет объективная смена поколений.

Нынешние родители уже не помнят особенностей советского периода. Они вместе со своими детьми довольно прагматичны в выборе образования. При этом оказывается, что СПО способно составить конкуренцию высшему образованию, которое за прошедшие 30 лет уже подрастеряло свою элитарность. Молодые люди выбирают надежную профессию в широком смысле слова, рабочее место и перспективу дальнейшего роста. И какая программа – высшего или среднего профессионального образования – дает такой результат, той и отдают предпочтение. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Виктор Александров

Художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра о любви к великому композитору, гендерном вопросе в профессии и дирижерском долголетии

0
1405
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
4752
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
3412
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5021

Другие новости