Конкурсы WorldSkills – это прежде всего инструмент для повышения престижа системы профтехобразования. Фото с сайта www.worldskills.ru
О том, почему современным родителям все равно, что выбрать для своих детей – высшее образование или среднее профессиональное, и каким оказался цифровой след в системе СПО, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказывает ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук Екатерина ЕСЕНИНА.
– Екатерина Юрьевна, интересная у нас дата сегодня – системе среднего профтехобразования (СПО) 80 лет. Напомню, что 2 октября 1940 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах». И это послужило толчком для открытия профтехучилищ по всей стране. Что из себя представляла СПО ранее, понятно – готовила конкретные кадры для конкретного производства. А каков портрет типичного абитуриента СПО сегодня?
– Давайте прежде всего различать выпускников программ подготовки рабочих и выпускников программ подготовки специалистов среднего звена. В первой группе изменения невелики, а вот облик специалиста среднего звена поменялся значительно. Стоит отметить, что в последние 5–10 лет все больше абитуриентов с высоким средним баллом школьного аттестата (4,5–5) идут в СПО именно на специальности, обеспечивающие современные технологические процессы. Они требуют серьезного уровня подготовки, вполне соперничают с бакалавриатом и обеспечивают овладение несколькими рабочими профессиями. Это мотивированная молодежь, ориентированная на будущую профессиональную деятельность.
– Наверное, приток сильных абитуриентов происходит оттого, что изменилось отношение самого правительства к системе СПО. Вместе с тем сама система подготовки кадров СПО не очень-то изменилась. Конечно, сегодня подтянули сюда чемпионаты WorldSkills. Стали готовить чемпионов среднего звена. И российские команды теперь часто побеждают на международных соревнованиях. Но хочется спросить: а что дальше? Как, например, правительство собирается встраивать систему СПО в экономику страны?
– Об отношении власти к системе СПО можно судить по ориентирам, которые задают национальный проект «Образование» и федеральный проект «Молодые профессионалы», а также меняющаяся федеральная нормативная база. На федеральном уровне создаются условия для обновления и развития инфраструктуры и материально-технической базы региональной системы СПО. В 2019–2020 годах вышел ряд нормативных документов (поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы и распоряжения Минпросвещения), ориентированных на развитие практической подготовки студентов, обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, развитие партнерства с работодателями, внедрение наставничества и создание воспитывающей образовательной среды. Остальное во многом зависит от региональных правительств и министерств.
В отношении WorldSkills могу сказать, что здесь все-таки уже сложилось понимание, что это не только чемпионатное движение, где проходят подготовку участники этих соревнований. Это инструмент для повышения престижа системы СПО, привлечения к ней внимания со стороны молодежи и семей, а также для внедрения в ежедневный образовательный процесс подходов, сложившихся на международном уровне. Среди таких подходов синхронизация теории и практики, междисциплинарность, построение индивидуальных образовательных траекторий
Такие подходы все больше проникают в отечественную практику СПО. Недавно в ФИРО РАНХиГС прошла Всероссийская конференция, посвященная вопросам интенсификации и оптимизации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании (СПО). В центре внимания участников конференции были как раз вопросы эффективности программ СПО, развития их гибкости, изменения методов и технологий обучения.
А вот встроенность системы СПО в российскую экономику в будущем зависит от путей развития самой экономики. Путь цифровой трансформации очевиден, но, как и в большинстве других стран, он в России находится на начальной стадии. Современные российские производства неоднородны, и сегодня есть развилка – готовить для «здесь и сейчас» или на опережение.
– Вы упомянули о начале цифровой трансформации. А как она влияет на систему СПО уже сегодня? Что она изменила?
– В современных исследованиях фигурирует разработанная доктором Рубеном Пуэнтедурой так называемая модель SAMR. Она состоит из четырех этапов. Подмена (Substitution) – цифровые технологии просто заменяют традиционные. Накопление (Augmentation) – цифровые технологии становятся инструментом оптимизации в решении учебных задач. Модификация (Modification) – существенные функциональные изменения происходят в образовательном процессе и взаимодействии его участников. Преобразование (Redefinition) – постановка и решение новых педагогических задач, которые не могли быть решены ранее.
Скорее всего система СПО в нашей стране пока находится на втором этапе. Накоплению технологий и опыта их использования во многом способствовала ситуация с пандемией COVID-19. Но осмысление накопленного и модификация – цифровая трансформация – у России еще впереди. Таков объективный путь развития общества, экономики, образования.
– Еще несколько лет назад СПО справедливо называли «камерой хранения» для молодежи. Или системой «передержки» молодежи. Относились к ней, мягко сказать, как к чему-то маргинальному. Изменилась ли в конечном итоге ситуация сейчас?
– Говорить о конечном итоге еще рано, поскольку и общество, и система СПО продолжают меняться и развиваться. Ключевым фактором для ответа на этот вопрос будет объективная смена поколений.
Нынешние родители уже не помнят особенностей советского периода. Они вместе со своими детьми довольно прагматичны в выборе образования. При этом оказывается, что СПО способно составить конкуренцию высшему образованию, которое за прошедшие 30 лет уже подрастеряло свою элитарность. Молодые люди выбирают надежную профессию в широком смысле слова, рабочее место и перспективу дальнейшего роста. И какая программа – высшего или среднего профессионального образования – дает такой результат, той и отдают предпочтение.
комментарии(0)