Сергей Кравцов (слева) еще в бытность главой Рособрнадзора приложил много усилий, чтобы сделать исследование PISA в нашей стране регулярным. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru
С 12 октября по 8 ноября в 1400 российских школах пройдет исследование качества образования по мировым стандартам PISA (Programme for International Student Assessment – международная программа по оценке учебных достижений). Само исследование PISA проводится раз в три года среди 15-летних школьников почти в 100 странах: проверяется математическая и естественно-научная грамотность, а также навык чтения.
Напомним, что PISA реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Нынешней осенью оценку по стандартам PISA пройдут школы Сахалинской, Нижегородской, Омской, Челябинской, Владимирской, Тульской, Воронежской, Волгоградской областей, республик Чувашия, Коми, Ингушетия, Тыва, Калмыкия и Санкт-Петербурга. Каждому региону потом предоставят результаты анализа полученных данных и рекомендации по улучшению качества образования.
Президент РФ Владимир Путин в мае 2018 года сформулировал задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка поставлена в подписанном им указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Вопрос в том, чем и как измерять уровень качества образования, с чем сравнивать. В марте 2019 года был опубликован для общественного обсуждения проект «Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».
До внедрения «Методологии» международное тестирование по модели PISA состоялось в 2018 году, следующее планируется в 2021 году. После вступления в силу приказов Рособрнадзора и Минпросвещения исследование качества подготовки 15-летних школьников по стандартам PISA становится ежегодным.
Для непосвященных – эти новые опросы не единственная форма контроля. Еще есть: ВПР (Всесоюзные проверочные работы), НИКО (национальные исследования качества образования), ОГЭ (основной госэкзамен) и ЕГЭ (единый госэкзамен). Кроме того, каждые четыре года проходят международные исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS. И каждые пять лет – PIRLS (качество чтения).
Зачем так много проверяют? В Рособрнадзоре на это отвечают: чтобы проследить динамику процесса. Так, российские школьники в 2018 году показали результаты, сопоставимые с показателями 2012 года – 279 баллов. В 2018 году читательская грамотность была основной областью оценивания в цикле исследования PISA-2018. Россия по этому показателю спустилась на 16 строчек ниже, чем в 2015 году. Здесь динамика отрицательная. (С 2009 года российские школьники шли к верхним строчкам рейтинга.)
По математической грамотности результат 2018 года – 488 баллов. И здесь динамика отрицательная. Средний балл российских школьников по естественно-научной грамотности в 2018 году составил 478 баллов, то есть мы откатились на уровень 2009 года. (По сравнению с показателем 2015 года тоже потеря – 9 баллов.) Таким образом, за 15 лет было небольшое улучшение в середине цикла (2015 год), но в принципе все время мы топчемся на месте.
Что произошло в нашем образовании за последние два-три года такого, что теперь нужно проверять с таким «остервенением»? Да особенно и ничего. Даже если принять во внимание изменения в учебных программах, вызванных появлением новых федеральных госстандартов. Пока их примут, пока раскачаются. Да и что они, собственно, существенно изменяют?
Но вернемся к исследованию PISA. Кто помимо традиционных лидеров – азиатских государств – неожиданно вырвался вперед? Это Эстония. Она обошла Финляндию, предыдущего фаворита. Среди многих других факторов этого скачка прибалтов эксперты PISA отмечают, что там дали больше свободы учителю. Его и школу меньше контролируют, им больше доверяют. Второй фактор – в Эстонии и Финляндии делают акцент не на школах-лидерах, а на школах отстающих. Подтягивают всех школьников до одинаково хорошего уровня. Кстати, на международных интеллектуальных олимпиадах победителей среди эстонцев практически нет. В Финляндии тоже существуют проблемы с выявлением талантов, финская школьная образовательная система не способствует их отбору, поскольку ориентирована на достижение высокого среднего уровня. Именно этот уровень и фиксирует исследование PISA.
А вот острое желание победы в олимпиадах характерно для России и США. В России в последние годы с еще большим энтузиазмом стали выстраивать систему выявления талантов и поддержки одаренных детей. Все – для интеллектуального фронта! Все – для победы!
И вот еще деталь: московское образование в международных рейтингах уже давно стоит особняком. И задания PISA вообще не представляют сложностей для 15-летних учеников сильных столичных (и российских) школ. Например, первая сотня московских образовательных организаций находится на втором месте в мире по уровню читательской и математической грамотности PISA, уступая лишь Шанхаю. Чем, собственно, и можно успокоиться. Хотя бы пока.
комментарии(0)