Для проведения уроков в столичные школы будут временно приглашены студенты и выпускники педагогических вузов. Фото агентства «Москва»
С 19 октября по 1 ноября ученики старших классов столичных школ будут переведены на дистанционное обучение из-за ситуации с коронавирусом. Учащиеся младших классов, с 1-го по 5-й включительно, продолжат учиться очно. Это следует из указа мэра Москвы Сергея Собянина. Частным и спортивным школам также рекомендовано перевести занятия для старшеклассников в дистанционный формат. Кроме того, с 19 октября до 1 ноября устанавливаются каникулы для обучающихся по дополнительным образовательным программам, также приостанавливается работа детских досуговых центров и кружков. Подобные же меры предприняты в ряде регионов РФ. Таким образом, пусть пока и частично, переход на онлайн обучение вновь становится реальностью.
Важно отметить, что причинная цепочка событий, вызванная пандемией коронавируса, не обрывается только на старшеклассниках общеобразовательных школ. Неминуемо все эти процессы затронут – уже затронули – и следующую ступень образовательной лестницы – высшее образование. Причем формы этого взаимовлияния возникают самые неожиданные. Так, в школах Москвы в скором времени начнут преподавать студенты вместо пожилых учителей, сообщил мэр города Сергей Собянин на своем сайте в среду: «Чтобы лучше защитить от угрозы заражения коронавирусом учителей старшего возраста и педагогов, страдающих хроническими заболеваниями, через две-три недели в отдельных классах планируется ввести новый формат преподавания – тьюторство. Для проведения уроков в школы будут временно приглашены студенты и выпускники педагогических вузов». Опытные учителя смогут оказывать помощь тьюторам и контролировать учебный процесс в дистанционном режиме в качестве старших наставников.
Тем не менее планируется, что, «когда город начнет получать промышленные партии вакцины против коронавируса, приоритетный доступ к ней получат учителя старшего возраста (но до 60 лет) и педагоги, имеющие хронические заболевания».
Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов сделал любопытное заявление, выступая перед депутатами Госдумы РФ. Депутаты на встрече с ректорами обсуждали дистанционное обучение в вузах. Ярослав Кузьминов обратил внимание законодателей на то, что 90% российских высших учебных заведений успешно перешли на дистанционный режим обучения в период пандемии. И при этом в большинстве случаев сохранена практически вся образовательная программа. Пандемия положительно отразилась на отношении студентов и преподавателей к цифровым инструментам в образовании. По словам ректора ВШЭ, более 80% преподавателей готовы использовать элементы цифровых подходов и в дальнейшей работе.
При дистанционном формате очень многое зависит от степени мотивации студента. Вуз получает возможность созвать в одной виртуальной аудитории на конференцию студентов сразу из 10 университетов. И тогда лучшие преподаватели, из любой точки мира, могли бы вещать именно на ту аудиторию, которая реально интересуется их проблематикой и занятиями именно с этим преподавателем.
Так что, если образование действительно нужно молодому человеку или девушке не для «тусовки» в элитарном вузе, то и смысл учиться исключительно в столице сразу же отпадает. Даже оставаясь дома, обучаясь в региональном университете, студент может быть уверен, что ему читают лекции те же самые звездные преподаватели, что и студентам в Москве. А далее такая практика может распространиться не только на территорию Москвы, но и ближнего и дальнего зарубежья. Лучшие преподаватели мира читают лекции самым мотивированным студентам.
Вместе с тем, конечно, никто не отменял проблемы и трудности при реализации этой идеи. Во-первых, сам формат онлайн-обучения. Так, разработчики – Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) – справедливо замечают, что онлайн-обучение не может на 100% заменить аудиторную работу преподавателей и студентов. Хотя и признают, что применение дистанционных технологий в образовательной деятельности – продуктивный формат. Он повышает мотивацию и интерес студентов к обучению, облегчает преподавателю постановку индивидуальных заданий и их проверку, требует от студентов больше самостоятельности и ориентации на результат, умений работать в информационной среде, а значит, развивает их цифровую культуру, которая пригодится в современном мире.
По мнению Ярослава Кузьминова, в ближайший год может возникнуть даже конкурсная система записи на курсы лучших российских ученых. Только представьте себе: вуз предлагает ученым, имеющим заслуги в той или иной области, читать лекции интеллектуальной элите студенчества.
Но, с другой стороны, такой сценарий может усилить неравенство в студенческой среде. Как, например, это происходит в школьном образовании. Специалисты созданного на базе НИТУ «МИСиС» центра компетенций в сфере онлайн-образования и цифрового кооперативного корпоративного обучения провели опрос родителей и выяснили, что дистанционное обучение усиливает расслоение учеников. Дисциплинированные дети продолжают учебу. А те, кто не способен к самообразованию или работе вне плотного контроля, вообще перестают учиться. Лучшим – лучших преподавателей… Вопрос «А что делать середнячкам и отстающим?» повисает в воздухе.
комментарии(0)