Студенты зачастую жалуются на дистант, но при этом свободного времени у них явно прибавилось. Фото РИА Новости
Ученые из Нижегородского госуниверситета (ННГУ) «монетизировали» экономию времени, которую дал нынешний вынужденный переход в онлайн. Результаты этих исследований, а также других представили на секции «Социология онлайн-обучения» международной конференции eSTARS, организованной Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в партнерстве с глобальной платформой Coursera.
«У нас не так много интерактивного формата, традиционно мы даем лекции и ожидаем, что студенты повторяют то, что им говорят преподаватели», – рассказал во время конференции Дзенан Рустемпашич из Школы экономики и бизнеса Университета Сараево. В этой стране COVID-19 заставил перевести всех студентов на удаленное обучение. А система образования к такому резкому повороту не сразу адаптировалась. Преподаватели, например, оказались не готовы к тому, что будут получать вопросы непосредственно на лекции. Многие учащиеся, особенно в начале пандемии, пропускали онлайн-уроки, поскольку не имели регулярного доступа к компьютеру.
«Мы – страна коллективной культуры. Пребывание в социальной среде, общение – все эти факторы для нас очень важны. Поэтому в образовании актуально физическое присутствие в классе, учеба рядом с другими», – отметила преподавательница кафедры психологии Университета Синда (Пакистан) Фозия Аамир Сиддики. Когда в марте Пакистан объявил о закрытии всех учебных заведений из-за коронавируса, местное студенчество было настроено к этому негативно. Исследование в Университете Синда показало, что трудности с подключением к интернету, наличием телефонов, перебоями в электричестве отступили на второй план.
Опрос НИУ ВШЭ, проведенный под руководством Дениса Зубалова, показал, что факторами стресса для преподавателей на дистанционной форме обучения стали проблемы с обратной связью, отсутствие методик преподавания и новизна «цифровой» работы. Такие выводы были сделаны после анализа ответов на 287 анкет и 20 интервью со студентами и преподавателями 85 вузов из разных стран: России, Германии, Кипра, Казахстана, Грузии, Канады, Испании, Италии, США и др. Кстати, исследователи из НИУ ВШЭ изучали мнение студентов об эффективности и целесообразности дистанционных технологий и до пандемии.
Быстрый уход на дистант, отмечают они, увеличил объем работы и время на выполнение домашних заданий. В среднем ежедневно на учебу студент тратит 8,5 часа, из них 4 часа – на выполнение домашних заданий. 8 часов – на сон. Остается 7,5 часа свободного времени. При традиционном подходе столько времени на досуг у учащихся никогда не было. И этот момент как положительный отметили более 74% опрошенных участников. Еще один элемент комфорта удаленки – наличие под рукой компьютера, холодильника, зарядного устройства и… общая безопасность. Дистанционное обучение к тому же экономит деньги студентов и преподавателей.
По словам доцента кафедры мировой экономики и таможенного дела Института экономики и предпринимательства ННГУ Елены Ливановой, к отрицательным моментам при дистанционном обучении опрашиваемые относят плохое качество интернет-связи, недостаточный уровень технической оснащенности и подготовки, отсутствие личного контакта и оперативной обратной связи студентов с преподавателями. Повысилась утомляемость, после долгого сидения за компьютером хуже воспринимается материал. У студентов возникают проблемы с дисциплиной, самоорганизацией и тем, что называют субъектностью, то есть с активностью в достижении образовательных целей, независимостью выбора, вовлеченностью в учебу.
И здесь важно отметить, что в целом для всех участников процесса дистанционного образования характерны проблемы психологического порядка. Сказывается ограничение социальных контактов и недостаток общения.
Дистанционное обучение обнаружило реальный уровень субъектности, и он невысок, делают вывод сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Ксения Вилкова и Ульяна Захарова по итогам интервью с 27 преподавателями из 12 ведущих российских университетов. Однако ситуация меняется. Онлайн учит студентов самостоятельности, а их наставников – готовности и способности создавать условия для ее проявления. Снижается роль преподавателей-ретрансляторов – тех, кто занимает основную часть учебного времени. Педагоги стали внедрять новые форматы, способствующие росту субъектности своих подопечных.
Еще один факт к размышлению дали результаты опроса Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ на масштабной выборке за 2017–2019 годы (около 5,5 и 6,5 тыс. опрошенных). Опросы показали, что каждый пятый предпочел бы учебный курс в форме «смешанного» обучения, а идею полного перевода лекций в онлайн в той или иной мере приветствовало более 40% (2018).
Возможно, что после пандемии результаты опросов станут иными. Остается только дождаться этих следующих результатов.
комментарии(0)