Отчисление отстающих студентов – сложная проблема для большинства российских университетов. Фото агентства «Москва»
Сотрудники Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» выяснили, какие студенты больше других рискуют выбыть из вузов. Оказалось, что в эту категорию попадают учащиеся с низкими баллами ЕГЭ. Впрочем, не только они.
Ученые НИУ ВШЭ опросили свыше 4 тыс. студентов инженерных профилей из 34 российских вузов. Результаты исследования показали, что чаще всего отчисляют тех, кто не смог получить качественной довузовской подготовки. Такие студенты выбывают в полтора раза чаще остальных. Специальное образование и социально-экономический статус семьи большой роли не играют. Обучение в профильных классах практически также не играет большой роли. Не имеет значения и выбор университета: те, кто не поступил в «вуз мечты», находятся в той же группе риска, что и остальные.
А вот направление обучения, наоборот, немаловажный фактор: тот, кто изучает интересную для себя специальность, имеет меньше рисков быть отчисленным. Также намного реже отчисляют тех, кто во время обучения в вузе выполняет академические требования: посещает занятия и активно взаимодействует с преподавателями.
Исследователи ВШЭ рассматривали влияние на отсев и других факторов. Среди них, в частности, были индивидуальные характеристики студентов и их семей, баллы ЕГЭ по математике, социальная интеграция (определялась участием во внеучебных активностях и числом приятелей среди одногруппников). Оказалось, что успешная академическая интеграция предотвращает отсев. А вот социальная интеграция была менее значимой.
Очень показательно, что в статье приведены данные опросов студентов инженерных профилей. Напомним, что инженерному образованию примерно с 2015 года уделяется повышенное внимание. Из года в год растет количество бюджетных мест, отводимых под эти специальности. В результате – приток молодых людей на данном направлении с невысокими баллами приема. Средний балл по ЕГЭ здесь – 56.
Причина невысоких баллов по ЕГЭ лежит на поверхности: в средней школе сегодня учат плохо. И, поняв, что эту ситуацию надо как-то исправлять, по всей стране открыли кванториумы. Некий аналог дворцов пионеров технического профиля. Здесь надо напомнить, что подготовка инженеров в СССР опиралась на «культ знаний», на хорошую, фундаментальную школьную подготовку, которую, кстати, удалось поддерживать еще некоторое время и после 1991 года. И в мировом масштабе по выпуску специалистов технического профиля нам не было равных. Фундаментальная подготовка помогала и помогает инженерам «старой школы» решать сложные научные и технические задачи.
И еще один важный момент. Школьная и вузовская ступени были раньше неразрывно связаны. Кванториумы сегодня – дело, конечно, хорошее, но они все больше развлекательно-прикладного характера. И призваны скорее мотивировать учащегося получать технические знания, нежели подковывать ученика фундаментально. Хотя и это тоже неплохо.
Как показали опросы НИУ ВШЭ, после первых трех семестров 72% студентов следовали изначально выбранной траектории: учились на том же направлении подготовки и в том же университете. Однако каждый пятый учащийся покинул вуз. К четвертому курсу показатель отсева резко снижается – до 5%. А итоговые данные свидетельствуют, что в среднем по стране на последнем курсе учатся около 70% молодых людей, зачисленных на первый курс.
В основном студентов из вузов отчисляли. По собственному желанию ушли лишь от 13 до 22% в зависимости от курса. Принудительный отсев – типичная для нас ситуация, но она абсолютно непонятна зарубежным специалистам в области образования. Например, в американских вузах, наоборот, за студента борются. Это вопрос репутации, престижа и конкурентоспособности самого учебного заведения. И решение об уходе там чаще всего принимает сам обучающийся. Соответственно различаются и средства, которые вузы используют для решения проблемы отсева. У нас это либо пересмотр критериев оценивания студентов, либо разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, а в США – стимулирование интеграции студентов в академическую среду.
И еще один любопытный нюанс: в России малый отсев чаще ассоциируется с низким качеством образования. Лишь ведущие вузы и университеты с дополнительным финансированием могут позволить себе отчислить отстающих.
Заинтересованность у вузов в студенте появляется тогда, когда университет выполняет государственное задание. Отсев слабых в этом случае практически прекращается. Почему? Потому что задание считается невыполненным, если доля студентов, которых он обязуется подготовить, в ходе обучения снижается более чем на 10%. Если отсев выше – значит, университету в будущем могут урезать финансирование.
Итак, уровень отсева среди студентов технических вузов довольно серьезный. По-видимому, учебные заведения делают недостаточно для адаптации учащихся, отмечают ученые. Раз уж приняли студентов с низкими баллами – несите за них ответственность.
комментарии(0)