0
8087
Газета Образование Интернет-версия

28.07.2021 18:59:00

Родителей напугали цифровым слабоумием у детей

Министр просвещения пытается договориться с общественностью о подходах к дистанту

Тэги: цифровое образование, законопроект, дистанционное обучение


цифровое образование, законопроект, дистанционное обучение Все ли мы знаем о том, что происходит с ребенком после многочасового сидения за компьютером? Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru

Зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по демографии Павел Пожигайло предложил законодательно оформить право родителей выбрать, будет ли их ребенок учиться дистанционно или очно. Напомним, что ранее сенатор Совета Федерации от Тамбовской области Александр Бабаков предложил запретить дистанционку. Он внес соответствующий законопроект, который является поправкой в закон «Об образовании», на рассмотрение Госдумы РФ. Документ предлагает запретить дистанционное обучение в школах, если они предоставляют услуги очного обучения. И те, и другие авторы поправок полагают, что вопрос будет рассмотрен уже осенью этого года.

Как объясняет Пожигайло, его предложение – компромиссное решение, оно помогло бы нивелировать конфликт сторонников и противников цифрового образования, который сейчас разгорается с новой силой. Подтолкнул к этому косвенно и невольно сам министр просвещения Сергей Кравцов, который пошел на «диалог с родительской общественностью». Разговор случился в ОП горячий, но, по сути, ведущий в никуда. Пресс-служба министра просвещения Сергея Кравцова распространила после этого сообщение, что министр заявил «о крахе дистанционного образования».

«Подчеркну, что в период вынужденного домашнего обучения наши учителя во многом совершили подвиг, не оставляя своих учеников. Этот учебный год мы начали в очном режиме, и те, кто говорил, что дистанционные технологии навсегда, ошиблись: как только позволила ситуация, мы перешли в очный режим», – приводит пресс-служба слова Сергея Кравцова. И этого сообщения уже оказалось достаточно, чтобы противники цифры в образовании тут же взяли министра в союзники, предложив ему голосовать за отмену дистанта.

С одной стороны, тема отмены дистанционного образования – сугубо политического плана, и подковерная повестка здесь – «как это так, что без нашего согласия и объявленной ЧС всех детей переводят на дистант. Нарушаются права граждан». С другой стороны, происходит явная путаница в головах родителей, они не видят отличий цифровой образовательной среды и дистанционного образования.

Первая – это скорее помощь, усиление традиционной системы образования. В нее входит отечественная система видеоконференций, социальная сеть и электронные учебные материалы. Учитель может использовать все это, чтобы сделать традиционный урок интереснее. Второе – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Кравцов заявляет, что он против замены традиционного образования дистанционным. Тем не менее, добавляет он, есть определенные ситуации, в которых дистант может и должен применяться. И первая – это пандемия. «Мы с вами не врачи, и, наверное, сложно нам оценивать влияние. Но мы тоже знаем факты. И дети, к сожалению, болеют, учителя болеют. Наверное, здесь нужно доверять врачам», – говорит Кравцов. Вторая – есть группы детей, где такое образование просто необходимо. Например, дети-спортсмены, которые часто выступают на соревнованиях. Или дети с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья), которым также может помочь дистанционка. Третья – дети и родители уже ощутили помощь дистанционных технологий в случае болезни.

Что касается цифровой образовательной среды, то здесь активные родители разделились на два лагеря. Одни за цифровизацию образования, другие категорически против. Если исключить опять же мнение оппонентов цифры, воюющих по политическим мотивам (а здесь они тоже есть: «Власть загоняет нас в цифровое гетто»), то мнение части родителей таково, что прогресс идет вперед и компьютерные технологии уже победили, но есть и здоровье ребенка. И пока нет многочисленных исследований, которые бы однозначно подтвердили, что плюсов от гаджетов больше, чем минусов. Выступающие на слушаниях в ОП напомнили, например, о так называемом цифровом слабоумии. Термин родом из Южной Кореи. И пока мало фактического материала, он только собирается, о явлении много говорят за рубежом. У нас это проскальзывает в выводах знаменитого нейролингвиста Татьяны Черниговской.

Суть проблемы, как описывает ее эксперт, в том, что, с одной стороны, человек постоянно воспринимает большое количество информации, но с другой стороны – совершенно ее не запоминает и фактически не обрабатывает. Он ее пролистывает. Люди привыкли настолько полагаться на гаджеты и Всемирную сеть, что не держат даже нужную информацию в памяти, не говоря уж о так называемой фоновой. Проблема особенно актуальна для детей. Ведь мозг человека больше всего развивается именно в детстве, тогда мы получаем изначальные знания и формируем свою точку зрения. Поэтому помощь цифровой среды учителю нужна, но очень важно и не перестараться. Можно так «разнообразить» урок и домашние задания компьютерными примочками, что русского языка и литературы просто не останется. Так что с «цифрой» и дистантом важно чувство меры. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1470
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
4936
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
5046
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5351

Другие новости