0
11372
Газета Образование Интернет-версия

20.10.2021 18:48:00

Почему российским вузам трудно общаться с миром

Университетам требуется комплексное понимание целей и возможностей электронной коммуникации

Елена Карпинская

Ольга Бакуменко

Об авторе: Елена Олеговна Карпинская – заместитель программного директора Российского совета по международным делам;Ольга Аркадьевна Бакуменко – ведущий аналитик Центра организации науки и академического развития НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург).

Тэги: образование, цифровизация, вузы, российскиен университеты, электронная коммуникация


образование, цифровизация, вузы, российскиен университеты, электронная коммуникация Способы привлечения зарубежных студентов на учебу в Россию все еще оставляют желать много лучшего. Фото агентства «Москва»

Задачи по цифровой трансформации и укреплению конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг уже давно в повестке российских университетов. Ускорению процессов цифровизации и электронной интернационализации образования способствовали ограничения, связанные с предотвращением распространения COVID-19. Последствия пандемии заставили университеты по-другому взглянуть на способы коммуникации с зарубежными студентами, институциональными партнерами, учеными и пересмотреть свои подходы к международному цифровому маркетингу.

Учитывая все возрастающее значение электронных ресурсов в целях международного позиционирования, Российский совет по международным делам продолжил в 2021 году проводить исследование англоязычных порталов российских университетов и выпустил новый доклад. В нем, в частности, был представлен рейтинг англоязычных сайтов российских вузов.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» остается бесспорным лидером отечественных университетов и сохраняет значительный отрыв от остальных университетов. Второе и третье место в этом году удерживают Уральский федеральный университет и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). В группу лидеров впервые вошел Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ, Челябинск).

Отмечается общий тренд на улучшение показателей большого количества вузов (58,2% от общего числа). Значительные результаты в совершенствовании своих англоязычных интернет-ресурсов показали Академия музыки имени Гнесиных, СПбГУ, МГПУ, РГГУ, МФТИ, Московский Политех и МГУ им. М.В. Ломоносова.

При этом потенциал развития порталов большого количества университетов остается нереализованным. Всего 11,9% интернет-порталов заполнены более чем на 67%. Самое слабое место порталов российских университетов – разделы «Карьера», «Выпускники университета» и «Библиотека». В этом они значительно отстают от своих зарубежных конкурентов. И это, несомненно, негативно сказывается на привлечении иностранных студентов, поскольку данные разделы, по результатам многочисленных экспертных оценок и опросов, остаются ключевыми при выборе студентами места обучения.

Контент-анализ англоязычных сайтов вузов – участников проекта «Экспорт образования» позволяет сделать вывод о том, что только 15,3% университетов справляются с продвижением исследовательских услуг, привлечением зарубежных студентов и молодых научно-педагогических кадров.

При поддержке Российской академии народного хозяйства и госслужбы был проведен опрос для выявления стимулирующих и сдерживающих факторов развития электронной интернационализации в университетах России. По оценке экспертов, ни одна из поставленных университетами целей электронной интернационализации не реализуется в полной мере. 40% респондентов признают необходимость приложить усилия по оптимизации целого ряда функций и инструментов электронной интернационализации.

Основные проблемы – децентрализованное управление данным процессом, когда функционал размыт между несколькими подразделениями с нечеткими границами ответственности; эпизодический характер усилий; минимальное участие маркетинговых служб и служб информационных технологий; слабая вовлеченность учебных и научных подразделений; недостаток квалифицированных кадров и финансовые ограничения. Притом что в большинстве университетов работа по ведению цифровых медиа осуществляется сотрудниками профильного подразделения самостоятельно, сотрудникам недостает компетенций по разработке стратегий цифрового маркетинга, а также в области владения инструментами веб-аналитики, основами контент- и SMM-маркетинга, иностранными языками и основами копирайтинга.

Надежды на быстрый выход из пандемии не оправдались, и, очевидно, все аспекты международной деятельности вузов будут развиваться с учетом имеющихся требований и ограничений. В этом контексте актуальной становится задача полноценной адаптации российских университетов под новые реалии. В том числе задача по развитию механизмов управления процессами электронной интернационализации в вузах и повышению эффективности владения современными инструментами международного маркетинга образовательных и научных услуг университета на зарубежные рынки.

Как бы там ни было, но сегодня стало очевидным, что электронная интернационализация университетов – это не просто инструмент коммуникации с иностранными абитуриентами, но инструмент позиционирования международного бренда университета в зарубежном пространстве. Результат международного цифрового брендинга российских университетов – общий имидж системы российского высшего образования за рубежом.

Так, влияние российских университетов в англоязычном SMM-пространстве крайне низкое по сравнению с лидерами мирового образовательного рынка. Это можно рассматривать как издержки упущенных возможностей реализации инструментов «мягкой силы». Некоторая обособленность функций и задач международных служб университетов приводит к недостаточно эффективному позиционированию международного бренда, чрезмерные усилия прикладываются к продвижению образовательных услуг с использованием типовых инструментов охвата. Такая практика не способствует формированию долгосрочной цифровой репутации и доверия к бренду университета со стороны разных целевых аудиторий.

Учитывая большой разрыв в уровне международного цифрового маркетинга между университетами развитых стран мира и российскими университетами, требуются системные усилия по повышению конкурентоспособности последних в зарубежном интернет-пространстве. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1325
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
3848
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5445
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
9430

Другие новости