Проектная деятельность учит детей на выходе получать конкретный продукт. Фото с сайта www.city-yaroslavl.ru
В Ярославле завершил работу Всероссийский форум профориентации «ПроеКТОриЯ». Более 5 тыс. школьников и педагогов из 85 регионов страны осваивали современные инструменты проектной работы. Школьников опрашивали, агитировали и вдохновляли по трем важным темам: «Куда пойти учиться?» (вуз или техникум), «Цифровой голод. Зачем идти в IT?» и «Как запустить свой проект?».
Форум проводится ежегодно по распоряжению президента РФ. Уникальность «ПроеКТОрии-2022» в том, что впервые за годы проведения форума, с 2012 года, собрались школьники с опытом реализации собственных проектов. Все три дня форума старшеклассники, прошедшие придирчивый отбор, работали над развитием своих проектов, встречались с экспертами, получали новые знания. А в последний день продемонстрировали свои работы потенциальным заказчикам и просто заинтересованным посетителям.
Работа на форуме шла по 12 направлениям: историческая память, волонтерство, журналистика и медиа, гражданская ответственность, образовательные технологии, наука и технологии, искусство и творчество, предпринимательство, путешествия и туризм, здоровый образ жизни, урбанистика и экология.
Школьникам предложили внушительный список, включающий более 30 мероприятий: профориентационные лекции, практикумы, мотивационные дискуссии, деловые игры… И дали ответы на самые главные вопросы старшеклассников. Основное из советов-ответов выглядит так: учиться лучше сначала в техникуме, затем в вузе. В IT-сферу можно всем, не только технарям. Дети тоже могут и умеют делать свой бизнес, и чем раньше этим заняться – тем лучше.
Тренд на получение среднего специального образования сформировался уже несколько лет назад. Причина ясна: стране нужны синие воротнички, нужны как воздух. Тем более что лазейка в вуз через техникум все равно открыта.
Также наставники, убеждающие детей на форуме, были единодушны в том, что сегодня необязательно иметь профильное образование, чтобы работать в IT-сфере. Любой человек сможет найти себе применение здесь, даже не обладая специальными знаниями. Диапазон профессий в IT самый широкий: от дизайна приложений до информационной безопасности. Современный айтишник способен синтезировать голос или заставить нейросеть написать стихи – для того, чтобы решать наиболее интересные задачи в этой сфере. «Информационные технологии – это многогранная область», – часто звучало со сцены форума.
Еще один озвученный тезис: «Специалист IT в будущем – это не просто программист, а человек с большим багажом знаний. В этой профессии важны широкий кругозор и системное мышление, которые помогают посмотреть на задачу с разных сторон». В общем, все – в IT-сферу!
Социология и статистика утверждают, что всего 2% населения земного шара имеет склонность и способность заниматься предпринимательством. Тем не менее, вопреки цифрам статистики, на «ПроеКТОрии» учат предпринимательству. Кстати, и в школах сейчас пойдут такие же уроки в качестве дополнительных занятий. «Самый лучший способ понять, подходит ли тебе предпринимательство, – попробовать. Начать действовать!» – наставляли детей спикеры форума. Тут же, на мероприятии школьники смогли проработать свою идею и выйти на защиту бизнес-плана в одном из четырех направлений: креативное, социальное, классическое и технологическое предпринимательство. Те, у кого есть уже бизнес-идеи, смогли получить квалифицированную оценку экспертов и инвесторов.
Так, советник руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка РФ Александр Коланьков отметил, что один из важнейших навыков молодого предпринимателя – умение привлекать инвестиции на разных этапах реализации проекта. «Бизнес, который не зарабатывает деньги, долго не живет. Когда вы только начинаете, нужно знать, где привлекать деньги, как это делать, какие ошибки бывают на этом пути и как их избежать», – подчеркивает эксперт.
На тренинге «Как построить эффективную команду» ребятам объясняли, что люди могут плодотворно работать только в том случае, если они, во-первых, умеют слушать других, а во-вторых, умеют задавать вопросы. На тренинге «Голубой экран: инструменты создания новых ценностей» рассказывали, что при создании новых продуктов крайне важно понимать, кто станет его потребителем и как переключить внимание покупателя с уже привычного ему продукта на новый. На мастер-классе «Основы переговорной деятельности» участникам форума объясняли секреты работы с инвесторами. Также наставники рассказывали собравшимся, как правильно «упаковывать» и презентовать проекты, как управлять собственным временем, развивать креативность, разрабатывать бизнес-модель проекта и оценивать его успешность.
И наконец, стал ясен смысл самого слова «проектория». В лексиконе учителя этот термин, «проектная деятельность», уже прижился. В педагогической теории термин означает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. Выполняя ее, дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.
В отличие от исследования работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Но в то же время исследование может быть частью проектной деятельности. Например, на «ПроеКТОрии-2022» дети придумали аппарат, облегчающий жизнь больных паркинсонизмом. Но перед этим они исследовали, как действует на человека механизм депрессии.
Самое сложное для учителя в организации проектной работы – не давить на учеников своим авторитетом. Ведь проекты помогают школьникам проявлять собственные исследовательские качества: им приходится высказывать свое отношение к проблеме, предлагать идеи, оценивать их результативность.
Ярославль–Москва